В марте 2020 года президент Трамп объявил чрезвычайное положение в США из-за пандемии коронавируса и пообещал принять все возможные меры, чтобы справиться с ней. Однако в первые месяцы борьбы с пандемией реакцию властей – как федеральных, так и на уровне штатов – нельзя было назвать успешной. Это была настоящая катастрофа: работникам здравоохранения не хватало масок и других СИЗ, поэтому они шили их из подручных материалов и даже носили мусорные мешки, а руководство больниц отказывалось принимать больных, напоминает The New York Times. Именно поэтому CDC в самом начале эпидемии не рекомендовал здоровым людям носить маски – из-за их дефицита. Люди продолжали умирать тысячами, а поиски виновных вылились во взаимные обвинения: Трамп винил администрацию Обамы, демократы-конгрессмены козлом отпущения видели самого Трампа.
Тщательное – более 40 000 страниц документации, беседы с более 60 фигурантами – расследование The New York Times выявило одну из ранее скрытых причин этого кризиса, приводим его основные тезисы в кратком пересказе.
Правительственные закупки для Национального стратегического запаса (Strategic National Stockpile) США были продиктованы, в основном, потребностями и финансовыми интересами нескольких биотех-компаний, которые специализировались на продуктах, связанных с террористическими угрозами, а не инфекционными заболеваниями. Одним из главных бенефициаров была компания Emergent BioSolutions. Как узнало издание, в прошлом году, уже после объявления пандемии власти США выплатили Emergent $626 млн для разработки BioThrax, вакцины против совершенно другой угрозы – потенциального теракта с использованием спор сибирской язвы.