В конце XVIII – начале XIX века на территории черты оседлости и в Польше сформировалась уникальная традиция. Неевреи начали массово ходить в синагогу с разными просьбами. О том, как это произошло, с чего началось и как соседствовали евреи и неевреи, рассказывает Светлана Амосова – м.н.с Института славяноведения РАН и директор Исследовательского центра Еврейского музея и центра толерантности
Я давно занимаюсь еврейско-славянскими и иудео-христианскими отношениями. И вот в 2008 году во время экспедиции в Черновцы я столкнулась с этой удивительной практикой. Православные верующие, не только жители Черновцов, но в основном из деревень и окрестных сел, регулярно ходят в синагогу за помощью. Потом стала изучать вопрос и оказалось, что это старая и очень распространенная в регионах черты оседлости Российской империи традиция. Первые этнографические свидетельства относятся к концу ХIХ – началу ХХ века, но по моим реконструкциям традиция начала формироваться еще в начале XIX века. В Украине, Подолии, Бессарабии, Буковине, Черновицкой области, есть свидетельства из Галиции, из некоторых регионов Белоруссии.
Зачем православным ходить в синагогу? Как им могут помочь евреи?
В основе этой традиции простая логика. Про евреев есть в Библии. Собственно, в Библии практически все про евреев. Они «первые люди», а значит, возможно, обладают каким-то знанием, которого нет у нас. Они ближе к Богу. Знают, к кому обратиться. Быстрее попросят и быстрее достучатся.
А какой помощи от них ищут?
Сейчас чаще всего – муж изменяет или уходит из семьи. А также болезнь детей, родственников, причем уровня порчи. Бездетность, конечно, тоже. Очень часто ходят из-за краж, когда не могут добиться правосудия, с экономическими проблемами.
В старых этнографических материалах, записанных в Белоруссии в начале ХХ века, есть такой пример: если женщина бездетна, надо сначала пойти в православную церковь, потом в костел, потом в синагогу. Синагога как последнее средство.
Мы привыкли воспринимать евреев черты оседлости как очень закрытую социальную группу, отношение к которой основной массы православного населения было враждебным. Как люди узнавали, к кому у евреев идти и как к ним обращаться?