«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», – так начинается последнее (по времени написания) четвертое Евангелие, созданное апостолом Иоанном. Потому, кстати, и Богослов, что он назвал Бога Словом (логосом). Впрочем, в католическом мире Богословом его обычно не называют – чаще просто Евангелистом или апостолом. Традиция называть его именно Богословом по большому счету чисто русская.
На самом деле современные ученые сильно сомневаются в том, что апостол Иоанн Зеведеев и автор четвертого Евангелия – один и тот же человек, но здесь нам это вообще не важно. Для христианской культуры и религиозной практики апостол Иоанн – безусловный автор Евангелия, а также трех других текстов Нового Завета. В том числе того самого «Откровения» или, если по-гречески, Апокалипсиса.
Итак, Иоанн автор двух ключевых текстов Нового Завета. Одного этого хватило бы для особого его почитания. Но и это не все. Он одновременно самый молодой ученик Христа – в момент призвания его Христом ему было 24 года (родился в 6 г.), и самый старый из апостолов – по преданию он умер в возрасте 94 лет в 100 году. Причем единственный из всех умер своей смертью. Именно он вместе со своим братом Иаковом и Петром входил в ближний круг учеников Христа, которые присутствовали при Преображении Господнем и молитве в Гефсиманском саду. По преданию именно ему Иисус на кресте заповедовал заботиться о своей матери. А еще он возлюбленный ученик Христа, который «возлежал у груди Иисуса» на тайной вечере.
Не удивительно, что на житийных иконах Иоанна Богослова русские иконописцы делали два, а то и три рядка клейм. Очень много всего важного надо было изобразить.
Главный интеллигентский святой
Петр – основатель церкви, камень, твердыня христианства. Павел – основатель учения, конвертировавший слово христово в социальные доктрины и структуры. Иоанн другой и про другое. Самый молодой, самый утонченный, самый чувственный из апостолов. Он не герой и не мученик – но именно он возлюбленный ученик Христа, и именно он прозревает истинные тайны Господни, ту глубину Слова, что выше и значимее любых деяний. И в этой глубине красота, невероятный полет фантазии и чудеса, на которые не способно обыденное земное воображение.