Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

6 апреля 2021 года журналистка Элли Хант выпила пару бокалов вина в новозеландском пабе и поспорила с друзьями о границах жанров кино. Размышляя, как определить фильм ужасов, она написала в твиттере:

Разрешите спор. Можно ли считать «Чужого» хоррором? Пожалуйста, объясните свой выбор.

В ответ на реакцию другого пользователя она добавила: «Мой аргумент — действие хоррора не может происходить в космосе».

Следующим утром Элли увидела на экране смартфона сотни уведомлений: в ее опросе о «Чужом» приняли участие 120 тысяч человек, шесть тысяч процитировали ее второй твит, обвинили в глупости и неуважении, потребовали извинений перед режиссерами, критиками и киносообществом. Хант писали в личные сообщения и даже на почту, оскорбляли и высмеивали.

Установить причину неожиданной «популярности» оказалось нетрудно: алгоритмы соцсети отреагировали на обсуждения под первым твитом Элли и вывели ее мнение в тренды США и Великобритании. Хант шокировал охват постов, написанных в полушутливом тоне и в формате обсуждения с несколькими друзьями.

«Когда я твитила, то представляла аудиторию примерно так: мы все сидим в баре и расслабленно болтаем, — объяснила девушка. — С моей стороны было невероятно наивно думать, что кто-то поддержит это настроение».

Случай с Хант — последний на сегодня яркий пример контекстного коллапса. Социолог Джошуа Мейровиц впервые использовал этот термин в работе «Отсутствие чувства места» («No Sense of Place»), опубликованной в 1985 году. С его помощью автор описывал эффект разрушения барьеров между разными типами аудитории в телевизионных и радиотрансляциях. Если до развития технологий человек практически полностью фильтровал воспринимаемый контент, то кино, ток-шоу и сериалы объединили зрителей, которые иначе никогда не оказались бы в одном социальном пространстве.

Понимание контекстного коллапса изменилось с развитием интернета и особенно социальных сетей. С начала XXI века этот термин подразумевает сосуществование различных социальных групп и аудитории в едином пространстве. Естественное следствие этой тенденции — процесс, когда одна категория подписчиков, зрителей или читателей реагирует на пост, видео или твит, предназначенный для другой категории.