Саммит НАТО в Брюсселе, 14 июня 2021 года. Фото: facebook.com/WhiteHouse/

Саммит НАТО в Брюсселе, 14 июня 2021 года. Фото: facebook.com/WhiteHouse/

Первый свой зарубежный визит президент США Джо Байден совершил в Европу. Программа выдалась крайне насыщенной: сначала саммит G7 в Корнуолле, потом саммит НАТО и переговоры с руководством ЕС в Брюсселе и, наконец, встреча с Владимиром Путиным в Женеве, в качестве вишенки на торте. Пребывание Байдена в Европе задумывалось как символическое возвращение Америки в качестве лидера свободного мира и восстановление отношений с союзниками, подорванных во время президентства Трампа. Эта задача оказалась успешно выполнена. Объявленные решения и декларации были призваны свидетельствовать о небывалой крепости трансатлантической солидарности. Джо Байден подчеркнуто старался демонстрировать полное согласие с Лондоном, Берлином и Парижем и устранил практически все конфликты, созданные его предшественником.

Для понимания сути подхода новой американской администрации к европейской политике следует отказаться от преувеличенного внимания к встрече Байдена и Путина. Не отрицая ее локального значения и эмоционального эффекта, можно предположить, что она стояла в ряду переговоров президента США в качестве завершающего, но не основного элемента. Вряд ли Джо Байден рассчитывал на «большую сделку», как выразился бы Дональд Трамп. Объявление о возвращении послов в Москву и Вашингтон не выглядит историческим достижением. Очевидно, американская администрация, готовя поездку в Европу, исходила из другой логики. Переговоры в рамках G7, НАТО, в формате США – ЕС, а также двусторонние консультации были предназначены для сверки позиций традиционных союзников по ключевым направлениям глобальной политики и устранения, по возможности, большинства разногласий. Далее предстояло ознакомить Путина лично с точкой зрения объединенного Запада на ту часть мировых кризисов, в которые Россия, так или иначе, вовлечена, нередко в качестве источника проблем. Не отрицая важности этой миссии – задача по восстановлению союза западных демократий была первичной и фундаментальной.

Демонстрация единодушия не должна вводить в заблуждение. У альянса США и Европы в ХХI веке впереди много испытаний на прочность. Отношение к режиму Путина не входит в их число. Незначительные расхождения по отдельным вопросам взаимодействия с Россией не отменяют понимания, что приходится иметь дело с опасным, непредсказуемым и изворотливым режимом, которому нельзя доверять ни в чем. Выбор, однако, для Запада стоит не между худым миром и доброй ссорой, а между худым миром и ссорой гибридной и изнурительной.