Демонстрируя формальную лояльность Москве, Александр Лукашенко внутри страны всегда говорил, что является блюстителем и гарантом независимости Беларуси. Однако людям, в том числе уже многим окончившим школу при нынешнем президенте, со временем стало этого недостаточно. Бело-красно-белые флаги и герб «Погоня», которые официальные власти увязывают с нацистской оккупацией, стали символом протеста против Лукашенко. Идея воспрявшей ото сна (появившейся?) нации и патриотическое гражданское противостояние президенту – все это вряд ли могло родиться из воздуха. И не последнюю роль здесь сыграло образование. Современные белорусские учебники истории не без труда пытаются соединить национализм с личными взглядами президента и ностальгией по советскому – что же из этого выходит?
Полоцкий исток и литовское счастье
Большая важность наследия Великого княжества Литовского (ВКЛ) для белорусской исторической памяти хорошо известна. Довольно популярно среди белорусов, к примеру, историческое и даже актуальное определение себя как «лiцвiнов», отсылающее именно к этому средневековому государству. Авторы современных школьных учебников, говоря о происхождении белорусов, и вовсе выражают открытое сомнение в самом факте их принадлежности к славянам.
Учебник для 6 класса «История Беларуси с древнейших времен до конца ХV в.» под редакцией Ю.Н. Бохана сообщает нам о нескольких волнах славянского заселения Восточно-Европейской равнины, шедших с переменным успехом. В итоге пришельцы растворились среди местного населения, произведя «славянизацию балтов», которые жили тут изначально. Подобный рассказ вполне можно интерпретировать как идею о том, что белорусы – лишь славянизированные балты и ближе к литовцам, чем к русским, этнически.
В учебнике «История Беларуси с древнейших времен до конца XVIII в.» для 10 класса под редакцией В.А. Белозоровича формулировки несколько осторожнее: говорится о существовании разных гипотез относительно роли балтов в происхождении белорусов. Одни ученые считают, что белорусы – чисто славянский народ, другие – «что роль балтов в формировании белорусского народа решающая, и своеобразие белорусов объясняется тем, что они – славянизированные балты». Здесь нужно напомнить, что в описываемое время еще существовала языковая и культурная общность всех славян, с едва наметившимся разделением на западную, южную и восточную ветви. Что уж говорить о белорусах как отдельном народе.
Период, в который территория современной Беларуси входила в состав Киевской Руси, в учебниках освещен главным через историю Полоцкого и, в меньшей степени, Туровского княжества. Первое заинтересовало авторов гораздо больше: там установилась местная династия, рано начавшая проводить независимую от Киевского княжества политику.
Учебник для 6 класса подробно излагает известную историю о сватовстве князя Владимира I, известного нам как Святой, к полоцкой княжне Рогнеде, закончившуюся убийством ее отца и братьев и выдачей замуж против воли за будущего крестителя Руси. Рассказывается и легенда о храбрости маленького Изяслава, сына Владимира и Рогнеды, который защитил мать от гнева отца. Учебник для 10 класса предлагает рассмотреть памятник Рогнеде и Изяславу: мальчик стоит и закрывает собой мать, нахмурив брови и сжав кулак, – хорошая эмоциональная привязка к сюжету.
Далее рассказывается о вражде между полоцкими князьями – потомками Изяслава и правителями в Киеве. Такие важнейшие для истории Руси персонажи, как Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, упоминаются исключительно в контексте столкновения с князьями Полоцкой земли. Все это напоминает скорее краеведческий подход из книги про губернский город, чем подход исторический, и разрывает смысловую связь Беларуси с Россией и Украиной. Более того, у школьника – особенно это справедливо для учебника 6 класса – по прочтении должно сложиться впечатление, что князей Полоцкой земли, своеобразной «древней Беларуси», все пытались обидеть, отобрать у них землю, в то время как сами князья храбро отстаивали свою независимость. К Полоцку, нужно отметить, публично возводил историю Беларуси и сам Александр Лукашенко: «Уже тогда, 1155 лет назад, Полоцк был известным торговым и административным центром славянской Европы. А Полоцкое княжество – наша историческая колыбель – мирным, трудолюбивым и дружелюбным государством» (выступление на торжественном собрании по случаю Дня независимости в 2017 году).