Александр Петриков специально для «Кашина»

Омерзительная атака силовиков на «Проект». Вдвойне угнетает будничность и несенсационность случившегося. Уводят журналистку Марию Жолобову, а на ней футболка «Свободу Сафронову» – журналиста Ивана Сафронова посадили год назад, и он до сих пор в тюрьме. Наверное, увидим кого-нибудь и в футболке «Свободу Жолобовой» ну или, главред все-таки больше рискует – «Свободу Баданину». Сейчас Роман Баданин, проходящий по делу о клевете, уходит на допрос с детской коляской – кажется, мы читали что-то похожее у Солженицына, которому в аналогичной ситуации пришлось оставить коляску находившемуся рядом Игорю Шафаревичу, но за полвека нравы изменились – теперь можно и с коляской на допрос.

Изменившиеся времена – на них можно посмотреть и через биографию Баданина. Пять лет назад – начальник в респектабельном РБК, издании жестком и смелом, но при этом не подпольном и не революционном, аккредитованном везде, где надо, и прикрытом частным владельцем, имеющим достаточный вес, чтобы, когда позвонят, разговаривать, по крайней мере, не вставая со стула. Сейчас таких медиа нет. «Проект» – издание почти партизанское, почти блог, безо всяких аккредитаций и компромиссов, без регулярных обновлений, и, что также существенно, с главным вопросом после каждой громкой публикации (они, напомним, нашли Луизу Розову, и тайную жену Кадырова, и вообще много чего нашли) – ну хоть сейчас-то их разгромят?

Вопрос оставался подвешенным несколько лет, и были моменты – особенно после атаки на гораздо более невинную «Медузу»*, – когда становилось совсем непонятно, почему редакция Баданина, так смело разоблачающая самых опасных людей, не то что до сих пор не сидит, но даже не стала иноагентом, хотя уж кому как не «Проекту» быть в этом смысле первым в очереди – американская учеба Баданина (RT даже искала дом, где он там жил – мол, наши люди не живут в американских домах), гранты, международные премии в сочетании с кругом тем, которых только и можно касаться, если ты иноагент – их, однако, не трогали, и даже когда пришли за гораздо более нишевыми «Важными историями» Романа Анина (шутка про рифмующиеся фамилии), «Проект» так и оставался вне радаров – но, даже имея в виду любую конспирологию на этот счет (в конце концов, и у «Медузы»* были друзья на высоких уровнях – и что?), все понимали, что вечно это продолжаться не может.