Сергей Лавров. Фото: пресс-служба МИД РФ

Сергей Лавров. Фото: пресс-служба МИД РФ

Вышедшая на днях в «Коммерсанте» статья главы МИД РФ Сергея Лаврова под заголовком «О праве, правах и правилах» – на первый взгляд, обыкновенный крик души министра иностранных дел страны, до крайности огорченной отсутствием понимания: снова жалобы на коллективный Запад, упорно не желающий видеть, что его время уходит, снова воззвания к тысячелетней истории России и обещания никогда, из принципа, не следовать «западным рецептам». Кажется, что после встречи Владимира Путина и Джозефа Байдена такая статья была нужна, чтобы вдогонку бросить Вашингтону – мол, не подумайте, что мы тут поверили хотя бы одному вашему слову.

С недавних пор Сергей Лавров приобрел, однако, еще одну ипостась: на съезде «Единой России» министра включили в первую пятерку партийного списка кандидатов на выборы в Госдуму. На ближайшие почти три месяца Лавров – кандидат, один из вожаков единороссов, и его статья таким образом автоматически приобретает предвыборное звучание. Многочисленные странности текста, его лоскутность и тон, крикливый даже на фоне привычного вектора заявлений МИДа, говорят скорее о том, что не министр обращается к мировому сообществу, а кандидат агитирует избирателей.

Будет и вторая часть съезда, посвященная принятию предвыборной программы партии. В программе будет сказано о борьбе с бедностью, важности общественного контроля, развитии режимов «одного окна» – короче, обо всех тех вещах, о которых партиям положено распинаться перед избирателями. Но о разновидностях начисления социальных выплат так или иначе будут говорить все кандидаты, не в них дело; стратегическое, фундаментальное значение предстоящих выборов как политического акта в целом заключается в демонстрации противостояния Западу.

В том числе для этого в последние месяцы выжимаются последние соки из оппозиции, происходит тщательная зачистка кандидатов, ужесточается законодательство об иноагентах, а россияне обрабатываются рассказами о «чуждых идеалах», которые навязывает нам заграница. Все это официально объясняется одним – нежеланием допустить иностранного вмешательства в наши чистые выборы. «Уверен, что ответственные политические силы никому не позволят действовать подобным образом, а граждане России сами сделают свой выбор без услужливых и зачастую опасных, несущих раздор в обществе подсказок извне», – дал установку Владимир Путин еще весной. Порой даже кажется, что нам и выборы-то нужны не для того, чтобы избрать депутатов, а лишь затем, чтобы показать Западу очередную фигу – обязательно надо провести их так, чтобы было ни на кого не похоже.