Болельщики сборной Франции по футболу наблюдают за игрой. 23 июня 2021. Париж. Фото:  Lafargue Raphael / ABACA / TASS

Болельщики сборной Франции по футболу наблюдают за игрой. 23 июня 2021. Париж. Фото: Lafargue Raphael / ABACA / TASS

Медицинские показатели в ЕС показывают устойчивую тенденцию к улучшению в течение последних месяцев. Количество новых случаев заражения очень мало и не приводит к росту госпитализаций. Больницы не переполнены и вернулись к работе в плановом режиме. На 26 июня 49,37% населения ЕС получили хотя бы одну дозу прививки против COVID-19. Кампания продолжается, и нет сомнений, что к концу лета число полностью вакцинированных граждан превысит 50%. Люди вновь начинают путешествовать, ужинать в ресторанах, посещать спектакли и заниматься спортом.

При этом продолжается циркуляция новых штаммов, что вызывает беспокойство экспертов и министров. Отмечается рост случаев, связанных с вариантом «Дельта». Тем не менее, пример Великобритании, где этот штамм уже вызывает 90% новых заражений, но болезнь протекает, как правило, в более легкой форме и не требует госпитализации, внушает осторожный оптимизм. Можно надеяться, что действие вакцины поможет сгладить очередные волны эпидемии и не увеличивать критически количество тяжелых случаев. Таким образом, коронавирус пока не оставляет человечество в покое, но прививка позволяет привыкнуть к его присутствию, постепенно возвращая привычный ритм жизни и не перегружая систему здравоохранения.

В Европе было три волны эпидемии. Первая, внезапная и захватившая всех врасплох, весной 2020 года. Вторая, осенью 2020 года, пришедшая на смену победным настроениям лета, когда казалось, что нашествие вируса можно забыть как страшный сон. И, наконец, третья, весной 2021 года, связанная с появлением новых штаммов, когда кампания вакцинирования еще не успела набрать обороты. Во всех трех случаях европейские правительства действовали по простой схеме, вводя ограничения на передвижения людей, а также на их контакты друг с другом. Отменялись массовые мероприятия, закрывались рестораны, кинотеатры и спортивные центры. Оказалось, что лучшим средством борьбы с эпидемией, как и в Средние века, остается полный карантин.

Новым словом в применении этих мер стала масштабная экономическая поддержка тех, кто пострадал от ограничений. Рассудив, что массовые банкротства и увольнения обойдутся во всех отношениях дороже субсидий, европейские правительства принимали программы помощи владельцам предприятий, которые были вынуждены остановиться, и их работникам. Все это позволило гражданам ЕС пережить эпидемию практически без потери в уровне жизни, что не мешало им, разумеется, отчаянно критиковать как собственное руководство, так и бюрократов в Брюсселе.

Россия находилась в том же графике прихода волн эпидемии, но с отставанием на два-три месяца. С точки зрения внешнего и поверхностного наблюдателя, решения, принимаемые ее правительством, были примерно те же: санитарные ограничения, мобилизация системы здравоохранения, кампания вакцинации. Тем не менее, различия в деталях позволяют понять, почему Россия и ЕС оказались на разных полюсах развития эпидемии в июле 2021 года.