Фото: Store norske leksikon (Public domain)
Афганские военные сотнями бегут в Таджикистан, спасаясь от талибов, передает сегодня «Би-би-си»: только в ночь на понедельник таджикскую границу пересекли больше тысячи афганских военнослужащих. Тем временем движение «Талибан» (организация запрещена в РФ) развивает стремительное наступление: за последние сутки, сообщает «Интерфакс», талибы взяли под контроль 13 районов Афганистана – «максимальное количество районов, которое талибами удавалось захватывать за такое короткое время». Причем, если верить самим талибам, большинство уездов и городов переходят в их руки не в ходе боев, а в результате переговоров – правительственные силы просто не хотят сражаться с «Талибан».
Повальное бегство афганской армии перед талибами – закономерное следствие вывода войск США и их союзников из Афганистана. Война с террором, которую Запад начал в Афганистане 20 лет назад, заканчивается, в сущности, бесславным поражением. Нет практически никаких сомнений, что в очень скором времени на всей территории страны снова установится самый жесткий исламистский режим – не менее опасный, чем в начале XXI века, когда талибы превратили Афганистан в кузницу кадров и тренировочный лагерь мирового терроризма. И еще хорошо, если дело при этом обойдется без кровопролитной гражданской войны.
О том, возможна ли в принципе «война с террором», размышляет в своей книге «Джихадизм: назад, к жертвоприношениям» французский философ, профессор Страсбургского университета Жакоб Рогозинский (русский перевод книги только что вышел в издательстве Новое литературное обозрение). По-французски работа Рогозинского была впервые опубликована осенью 2017 года, и видно, что автор по-прежнему глубоко потрясен кровавыми терактами, которые двумя годами раньше совершило в Париже «Исламское государство» (организация запрещена в РФ). Впрочем, рассуждения автора о том, что, воюя с террором, мы добиваемся лишь его усиления, абсолютно актуальны и в наши дни – и были совершенно своевременны и два десятка лет назад, когда «война с террором» только началась.
Общее представление о позиции автора дает отрывок из главы «Об эффективных и холодных машинах для убийств», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.