Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

По данным InterNations, в 2020 году Москва обогнала по привлекательности для иностранных сотрудников Берлин и Нью-Йорк. А согласно исследованию RosExpert, больше трети компаний в 2021 году были намерены нанимать их чаще. Чаще всего зарубежные сотрудники работают в промышленных компаниях, банках, компаниях потребительского сектора и розничной торговли. Руководитель направления MBA «Нетологии» Юлия Княжанская рассказывает, почему российские компании предпочитают нанимать иностранных консультантов и чем они могут быть полезны для местных специалистов.

Зачем бизнесу в принципе сторонние консультанты

Чаще всего консалтинг решает задачи, на которые у коллектива может не хватать ресурсов, знаний или времени. Это не означает, что сотрудники в компании хуже разбираются в вопросе: им может просто не хватать широты опыта. Потому что они условные десять лет работают на одном месте, а консультант за те же десять лет успел сменить пять организаций и способен смотреть на вопрос под разными углами.

Первая возможная причина привлечения консультанта — критическая необходимость структурировать информацию при «болезни роста». Часто компетенций внутренних менеджеров не хватает для решения комплексных задач, хотя в рамках своих функциональных направлений они могут быть большими профессионалами. Чем более комплексными становятся задачи внутри компании из-за усложнения ее структуры и из-за нарастания конкуренции, тем больше бизнес нуждается в консультантах

Квалификации российских менеджеров часто не хватает, чтобы управлять стремительно растущим бизнесом. На Западе история бизнеса в целом дольше, и опыта масштабирования компаний у специалистов, соответственно, больше. Например, владелец бренда Gloria Jeans для развития компании привлекал американских менеджеров из American Eagle и консультантов из Kurt Salmon. А в ВТБ иностранцы находятся в наблюдательном совете в качестве независимых директоров.

Вторая причина — потребность в ноу-хау и нестандартных решениях. Консультанты могут за счёт широкой экспертизы и параллельной работы с разными индустриями, предлагать революционные решения, часто заимствованные из других сфер бизнеса, из опыта других регионов или стран. Это особенно важно для бизнеса, который строит экосистемы, сконцентрированные вокруг удержания клиентов, а не вокруг продукта: в этой области российские компании, по сути, становятся визионерами рынка — и нуждаются в совете от людей, для которых создание экосистем — давно проторенная тропа.

Так, за последние десять лет иностранных консультантов для создания кроссплатформенных решений нанимали МТС, X5 Retail Group, «Эльдорадо» и многие другие крупные компании; некоторые российские e-commerce площадки приглашали на консультационной основе экспертов из Amazon и Tradekey.

Третья причина — поддержка масштабирования. Трансформация бизнеса — процесс, который сложно реализовать силами только внутренней команды. Часто для такой работы требуется внешний специалист, который сможет оценить процессы со стороны и усилить экспертизу компании.

Почему российские компании нанимают иностранцев