Есть такие волшебные профессии, для которых, кажется, не существует границ. Выигрываешь конкурс, собираешь чемодан и летишь — для таких специалистов открыты почти все страны. Научная деятельность входит в этот недлинный список профессий. Более того, успешная научная работа немыслима без международного обмена опытом. Помимо обычных вакансий, для стимуляции профессионального роста ученых (особенно в начале карьерного пути) в западных странах существуют гранты и стипендии, на которые может претендовать специалист из любой страны.
Идеальная карьера западного ученого сегодня выглядит приблизительно так: студент заканчивает университет и уезжает писать диссертацию в успешную лабораторию, желательно в ту страну, где хорошо развита отрасль науки, которой он занимается. После защиты диссертации рекомендуется сменить лабораторию и набраться опыта в третьей стране, где он будет работать уже в качестве молодого специалиста — постдока. Затем возможен еще один переезд — уже в качестве опытного специалиста (второй постдоковский срок). И только после этого набравшийся опыта зрелый ученый может претендовать на профессорскую позицию.
Ее можно начинать искать и после первого постдоковского срока, во многих странах такая возможность предусмотрена. Но зачастую профессорскую позицию ученые стремятся найти на родине, где и оседают, передавая накопленный опыт и обрастая учениками — так замыкается круг профессиональных странствий. Почему ученые стремятся вернуться на родину? Ответ прост: язык, менталитет, родственники, друзья, любовь к родным местам и национальной кухне, ученые ведь тоже люди.
Идеальная карьера российского ученого выглядит почти так же — с той лишь разницей, что российские ученые не стремятся вернуться домой. После честной отработки своих постдоковских контрактов россияне стараются осесть в Европе или Америке. Они могут уехать в Австралию или в Азию. Иногда они даже готовы сменить специальность и уйти из науки. Единственное, чего они всеми силами стараются избежать — это возвращения на родину.
Хотя в последние годы в РФ старались улучшить условия работы научных сотрудников, и по сравнению с западной системой у ученых в России есть даже отдельные преимущества, они по-прежнему, однажды уехав из страны, назад, как правило, больше не возвращаются (разумеется, исключения есть). В этой статье мы попытаемся проанализировать, почему ученые бежали из России в 1990-е и 2000-е и почему они не хотят возвращаться сейчас.
Всё проще вообще-то.
Можно хоть завалить деньгами - но жить людям всё равно приходится в реально существующей стране, а не в какой-то опричной "науке", как бы хорошо она ни была устроена.
Люди ходят по магазинам, снимают или покупают жильё, ходят к врачам, у них бывают семьи, дети, и так далее.
Прежде чем удивляться, почему уезжают и не возвращаются учёные, неплохо бы задаться вопросом, почему то же самое (и в гораздо бОльших масштабах) делают всякие миллиардеры, чиновники и прочие граждане, для которых вопросы финансирования, скажем так, имеют несколько другой смысл...
Тогда быстро станет ясно, что в России мало кто хочет жить, а не только какие-то учёные.
Математика - наука?
Интересно, только меня резануло по глазам?
"Моему французскому студенту, который по моей рекомендации работает сейчас в нашей лаборатории в Москве, очень нравится обстановка в России"...
Не Жирар ли Депардье этот студент?
Что ему, конкретно, нравится?!.
А вообще-то...
Коллеги, значительная часть нас живёт на условном Западе (ЕС, Британия, Израиль, возможно, и Штаты).
Эта статья - про нас.
Каждый сам для себя может ответить, что его на этот Запад привело.
Меня - невозможность дальше терпеть тошную мерзость послесовковой житухи.
Безнадёга и безысходность.
Общественная нечистоплотность.
Озверение и деградация людей.
Human rubbish и полиэтиленовые пакеты, бороздящие пространство.
Человеческое говно, катящееся в суперкрутых тачках, и собачье говно, лежащее под ногами.
Убожество серых терпил.
Банальный страх.
О чём речь, какое возвращение?
Да ни микрона дальше восточной границы Евросоюза!
«И это очень печально: постепенное исчезновение России с научной карты мира как «академической сверхдержавы» с ее многовековой традицией и школой …»
.
«Многовековая традиция» - это сколько веков?
.
— А сколько нужно орехов, — спросил слонёнок, — чтобы получилась куча?
— Куча — это когда много, — сказал попугай.
— А много — это сколько?
— Много — это много.
— Давай всё-таки разберёмся! — предложил слонёнок.
Как пишут в учебнике Экономикс для колледжей США, на международном рынке все ресурсы в первую очередь получает тот, у кого выше производительность труда. А кадры, в том числе и научные, это тоже один из видов ресурсов. Это главная причина сложившейся ситуации. А о других тут уже сказали достаточно.
Последний абзац не настолько печален, как его пытается преставить уважаемая автор. Чем меньше у России останется научных кадров, тем меньше будет современного технологичного вооружения и тем меньше будет исходить агрессивности от стагнирующего режима кремлевской геронтократии.
В зависимости от того по отношению к кому вы эту агрессивность измеряете
а) если по отношению к местным, то вряд-ли. См. кейс скажем Венесуэлы. Достаточно не забыть технологию произведения огнестрела.
б) с внешними тоже всё не так шоколадно, так как для того, чтобы всё вокруг загадить вплоть до ядерной зимы, даже средства доставки не нужны.
Я уехал делать магистра, а потом докторскую в 2003 году в Германию. После докторской ушёл в индустрию. Пока делал магистра особых мыслей оставаться не было. Но потом затянуло в науку. И это было правильное решение.
Пытался навести мосты между своим российским университетом и немецким - ничего хорошего мз этого не вышло. Россияне лишь хотели денег и не желали ничем делиться. В начале 2010х пытались меня выманить большими деньгами обратно в РФ. Но было понятно, что будущего у страны с Вовой нет, хотя в экономике дела шли в гору. Оказался прав.
Молодёжи советую, кто хочет катапультироваться из России, ехать после бакалавра учиться на магистра в Германию. Язык можно на месте выучить. Учиться в Германии в принципе интереснее, чем в России. Учиться можно на немецком или английском. Обучение, как правило, бесплатно (некоторые особо популярные специальности на английском могут быть платными).
Учиться в ФРГ бесплатно на английском? Интересно, на кого и где? Тест на знание немецкого при этом нужно сдать или нет?
Заходите на сайты университетов ( например, RWTH Aachen, TUM, TU Berlin) и смотрите. Технические специальности в большей части дублированы английскими мастерскими программами. Тест знания немецкого уровня A2- B1 сдаётся в процессе учёбы для магистров на английском. Для магистров на немецком сдаётся тест DSH(C1) до поступления. На немецком выбор, естественно, больше включая бакалавра.
Вступительных экзаменов нет. На медицинские специальности есть проходной балл по аттестату. Но я не знаю как они поступаютгв этом случае с иностранными студентами.
Если нет никаких знаний иностранных языков, можно найти вполне дешёвые курсы немецкого языка (Volkshochschule) где-то в Восточной Германии (где жить дешевле) и сделать за год с нуля до DSH. Я знаю семейную пару, которые одним днем бросили работу в Питере и уехали сначала учить немецкий с нуля, а потом учиться на магистра. Девушка сделала PHD недавно, и уже целиться в профессору. Прошло лет 6-7.
Для каждой страны, как правило, существует своя квота. И конкурс, например, на медицинский факультет осуществляется между людьми из одной страны в пределах этой квоты. Узнавала специально для медицинского факультета
Во времена КПСС "по следам" таких публикаций собирались заседания политбюро ЦК, сегодня никто в Кремле не прочтет, а если и прочтет, то не посмеет доложить начальству, а если и доложит, то ничего от этого не изменится. Коррумпированная, воровская система не совместима с настоящей наукой.
Вы переоцениваете любовь ЦК КПСС к науке. Единственное что их беспокоило — это их личная безопасность и деньги на науку если и давались, то только с этим прицелом. Просто сейчас эту безопасность проще купить.
Ну, здесь можно поспорить. В советские времена учёные получали несравненно более высокие в реальном выражении зарплаты, нежели в путинской России. Я уже не говорю о квартирах и прочих благах. Да и углеводородный фактор не был столь значимым.
Не очень понимаю что значит реальное выражение зарплат, но типичная зарплата рядового научного сотрудника из общего нищего фона не выделялась. В месте, где я жил, то что называлось мясом можно было купить только по карточкам. Таже ситуация и с квартирами -- как правило очередь для семьи из 4 человек на двухкомнатную панельку на 10-20 лет, а на это время жизнь в общаге или в бараке и прочие прелести.
Академики безусловно выделялись, но они и сейчас выделяются, хотя это звание из-за реформы по ликвидации РАН сильно обесценились и размылось.
Лично я помню, как жили и сколько получали мои преподаватели в Москве (МГУ), особенно доктора наук, профессора. Да, рядовые научные работники получали соизмеримые со средними зарплаты, но им было к чему стремиться. Я уж не говорю про уровень зарплат и обеспеченность (в т ч продуктами питания) в закрытых городах и структурах ВПК.
Москва это значительная часть Россия, но далеко не вся. Я вот прекрасно помню как в Москве в 85 можно было купить конфеты производящиеся в моём родном городе в типичном киоске, а в моём родном городе только к Новому году по карточке если повезёт (обычно всякое фуфло под видом конфет давалось). Не очень помню чем, но это меня тогда очень сильно задело.
Ну и да, доктора/профессора МГУ — это очень небольшая часть от числа научных сотрудников России. У закрытых городов и структур ВПК были куча проблем в нагрузку к зарплатам (как собственно и сейчас) — ну их нафиг (это мнение у меня сформировалось по результатам экскурсий в пару таких городков).
Вроде бы я написал: "... им было у чему стремиться". Конечно, это касалось и учёных из других городов: перевод в Москву и им судил дополнительные блага. Впрочем, это общеизвестно.
"... им было у чему стремиться" — тут скорее по партийной, а не научной линии, то есть к науке это отношение не имеет. Наука была как раз весьма и весьма неудобным способом достижения благ. Более того некоторыми этот способ не считался этичным. Я знаю одного профессора (к сожалению он сейчас на пенсии и живёт у детей в Канаде), который в то время принципиально отказывался от докторского стола заказов («столом заказов» называлась наша местная карточная система) по этическим причинам.
Ну и я как-то не помню (с другой стороны по возрасту и не должен), чтобы при переводе в Москву что-то сулили. В Москве и так мёдом намазано. Наоборот -- да (основание Академгородка в Новосибирске), но это относилось не только к учёным. Также это только ближе к концу было, а ранее народ загоняли туда не через посулы, а через лагерь (ярким примером был Румер в том же Новосибирске).
Мне думается, термин "пермская наука" придуман вовсе не в сравнении с наукой г. Пермь. Скорее всего, это аналогия нынешнего состояния науки в РФ с пермским периодом, что начался 300 млн
лет назад. Он длился около 50 млн и закончился массовым вымиранием многих видов флоры и фауны, также, как наша наука и ее направления теперь...
Соглашаюсь с Вами, как геолог. Это было бы особенно пикнтно. Но в статье "Пермская наука" пояснялось, что они имели в виду. Статья висела когда-то в открытом доступе. Сейчас я ее уже не нашла
С наукой в России происходит не пикантность, а трагедия... Что они имели в виду, не имеет значения.
Я имею в виду, это был бы пикантный образ - аллюзия к пермскому геологическому периоду. Но автор имел в виду город Пермь. Он это написал.
Деточка, Вы же сама пишите: "...наши ученые для описания общей ситуации в российской науке придумали такой термин — «пермская наука»..." Стало быть, что придумал автор не имеет значения. Термин стал популярным мемом, именно благодаря этой самой аллюзии к пермскому периоду.
прошу вас более уважительно относиться к автору
Разрушение русской науки началось еще в 60 годы. Наука стала бюрократической, важен был не ум и талант, а умение вовремя отлизнуть.
По поводу резюме, содержащемся в последнем абзаце, хочется заметить следующее.
1. Источником первичного научного ресурса для Запада являются китайцы и индусы, а вовсе не россияне.
2. По поводу качества преподавания "точных наук" в российских школах ниже высказался Евгений Балдин, к точке зрения которого могу лишь присоединиться.
3. Советский Союз (а, тем более наследовавшая ему РФ) никогда не были "академическими сверхдержавами". (См. список нобелевских лауреатов). За исключением пары артефактов в виде Сахарова и школы Ландау. И, потому, "исчезновение России с научной карты мира" вряд ли заставит рыдать отечественного обывателя, а всуе упомянутое "всё человечество" так (ИМХО) и слезинки не прольёт.
Вся РАН (это то место где в России обретается фактически вся ещё существующая наука так или иначе) как по финансированию, так и по вкладу в условную мировую науку сравнима или уступает крупнейшим американским университетам. То есть исчезновение науки в России эквивалентно исчезновению крупного американского университета, то есть что-то около 1-2% от мирового научного интеллекта. Я не думаю что это мало.
Другое дело в силу того, что самостоятельность РАН была уничтожена, а независимой замены так и не было создано (да и не планировалось), то всё к тому и идёт.
Ну да, в Гарварде 50% студентов - китайцы, 25 - индусы.
Но ведь и известна такая шутка:
"Американский университет - это место, где русские профессора обучают китайских студентов".
Так что насчёт "первичного"- ещё подумайте
Почему индусы, а не индийцы?
Карацупа попутал
Умные не нужны! Это главное, поскольку откуда появился Сахаров и другие диссиденты?
Второе. Значительная часть средств, идущих через бюджет, просто распиливается, поскольку дающих деньги интересуют именно деньги, а не результат.
Третье. Угроза оказаться за решеткой, и отсюда опасность контактов с зарубежными коллегами.
Четвертое. Недовольство качеством жизни. Мой родственник, работающий руководителем в IT, говорил, что специалисты уезжают на Запад на такую же и даже немного меньшую зарплату, поскольку недовольны качеством существования: от плохой медицины и ощущения полного бесправия до состояния экологии.
Вывод. Россия проигрывает конкуренцию в науке. Очевидно, что и в инженерных разработках идет застой.
Интересно, на что Путин и его военное окружение надеются в сфере гонки вооружений, особенно в части создания новых систем. Область эта засекреченная, никто о ней ничего не знает. По этой причине, возможно, самого Путина вместе с Шойгу разработчики водят за нос, а других нет. Не случайно на многих видах нашей военной техники стоить импортное оборудование, а эти поставки могут перекрыть. Уже перекрывают, и тогда правдами и неправдами идут закупки через третьи страны по многократно завышенным ценам.
Успешно проводя политику нарастающей секретности и ограничения научных контактов, власть в России на самом деле пилит сук, на котором сидит.
Это о естественных науках, а с гуманитарными наступает вообще беда. Там больших денег не надо, но никаких денег на исследования во многих вузах просто не выделяется, а кроме денег, нужна свобода, но и она постепенно исчезает. Возникает система У-2: угадать и угодить, нечто вроде лысенковщины.
Не понял зачем вместо моих инициалов поместили фотографию жены.
Никакой гонки вооружений нет и быть не может в нынешних условиях(см. Ваш пункт №2). Это пропаганда для внутреннего потребления, дескать, вот какие мы крутые - все нас боятся.
По гиперзвуку впереди на пару лет, по ПРО/ПВО/ПКО - лет на 5.
«И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет».
Я основываюсь на изменении строя американских АУГ
А подробно обьяснить, для "чайников" ?
АУГ - Авианосная Ударная Группировка.
Ахаха
За гіперзвуку визнають американські воєнні
Куа?
Не очень понимаю, откуда в последнем абзаце взялось утверждение, что точные науки в России преподавались и преподаются лучше чем в США. Странно это хотя бы потому, что большая часть лучших преподавателей сейчас преподают именно там в самых разных университетах, а мест, где есть хоть сколько-нибудь конкурентное образование в этой области можно на пальцах одной руки в России поискать.
Собственно, раньше было ничуть не лучше, только ещё экономика с кибернетикой были продажными девками империализма и народ от безнадёги шёл в «физики».
P.S. Про школьное образование можно смело сейчас забыть. Оно уже больше мешает чем помогает в плане получения образования потенциальными научными кадрами.
сравните просто программы школ. Таблицу умножения в США надо выучить к концу начальных классов. В старших классах есть углублённое изучение физики/математики - но только в спец. классах (посещает 1/5 учащихся, не более). И это углублённое - в пределах программы наших старших классов.
Время, когда необходимо выучить таблицу умножения, никак на подготовку научных кадров не влияет (главное освоить её до университета), как и собственно почти всё что в школе изучается за исключением, возможно, английского языка и умения писать связные тексты. Последнее на точных науках в университетах преподаётся так себе если вообще обращается внимание.
Генетика тоже продажная девка. И социология практически отсутствовала, ибо очень вредная наука. Разрушение началось не в 1960-е, как тут выше сказано, и не с кибернетики. Источники все открытые, всё можно прочитать - 1930-е годы. Вавилов и его современники. И далее. После этого нужно каяться и молить о прощении весь научный мир до скончания времён. А не вот это всё.
Но нет.
Если всех этих девок перечислять, то придётся за пределы максимального размера поста выйти. В СССР в каком-то смысле был даже не чёрный, а белый список на профессии, да и то постоянно редактировался.
Я думаю у такого утверждения несколько причин:
1. Американцы сами не очень довольны своим образованием и регулярно и совершенно открыто обсуждают как его улучшить. Создаётся впечатление, что "беда, беда"
2. По аналогии с "ошибкой выжившего". У большинства иммигрантов которые обычно сравнивают образования при переезде происходит хоть и небольшое, но понижение в статусе. Поэтому часто сравнивается "элитное" российское образование (типа физ-мат школа в Москве/Питере) с абсолютно средненьким местным. Тоже самое, думаю, будет если сравнить российскую гимназию и школу в спальном районе. Мне вот в советской армии довелось немножко посравнивать :)
3. Победы на международных олимпиадах (как спортивных так и научных) которые иногда используются как аргумент, не являются хорошим критерием для сравнения. Вот например с плаванием - для олимпийской команды нужен один бассейн. Но это ведь не означает что в каждой школе плавают.
4. Ещё мне смутно кажется что "цель образования" понятие достаточно размытое. Поэтому и сравнивать результаты можно так, а можно сяк - как удобнее :)
Никто в среднем не доволен своим базовым образованием — это нормально. Разговоры не заменяют измерения. Школьные олимпиады в принципе можно использовать как один из не основных критериев, так как на них действительно тупо натаскивают в паре-тройке мест. Но опять же школьное образования даёт очень небольшой вклад в образование кадров научных. Оно в принципе может давать положительный вклад, но с тем же успехом (IMHO гораздо чаще) может портить людей убивая мотивацию.
Другое дело, что действительно для современного уровня, скажем так, политического развития России в ней слишком много людей, которые умеют читать/считать и таких людей всячески пытаются так или иначе загнать в стойло безнадёжной посредственности. Де факто это государственная политика.
Только палинолог, а не поллинолог.
Нет сомнений, что завтрашнее дно будет глубже сегодняшнего
Прекрасная честная статья. Разрушение российской науки -- это приговор тоталитарному режиму. За двадцать лет под "бла-бла-бла" про "скрепы -- русский мир -- встаём с колен" и прочую пропагандистскую шелуху, несмотря на свалившуюся с неба углеводородную ренту, страна существенно деградировала. Причина происходящего в статье названа точно: "неуверенность в завтрашнем дне и недоверие к государству"
Приговор? Ну нет, под мудрым руководством такого режима страна может разлагаться и смердить многие десятилетия. Куча примеров, включая наших духовных братьеу типа Беларуси, Венесуэлы, Ирана и т.д.
Приговор не всегда предполагает немедленное исполнение