
Переводчики Сергей Чернин, Андрей Гришин; редактор Владимир Потапов
Оригинальное издание: ‘The Outlaw Ocean: Journeys Across the Last Untamed Frontier’, by Ian Urbina; (Knopf, 2019)
Издательство «Альпина нон-фикшн» выпускает книгу лауреата Пулитцеровской премии Иэна Урбины «Океан вне закона. Работорговля, пиратство и контрабанда в нейтральных водах». В основу книги легли его бесстрашные журналистские расследования, выявляющие глобальную сеть криминала и насилия, которая опутывает важнейшие для мировой экономики отрасли: рыболовецкую, нефтедобывающую, судоходную (еще один отрывок из «Океана вне закона» ранее публиковал журнал «Книги»).
С любезного разрешения издательства мы публикуем отрывок из 5-й главы «Вояж "Аделаиды"». Эта глава, в отличие от остальных проникнута оптимизмом: в ней речь идет не о преступниках, а об искренних идеалистах, которые используют пробелы в морском праве для реализации своих целей. Автор имеет в виду основательницу организации «Женщины на волнах» Ребекку Гомпертс — она странствует по миру с командой врачей-волонтеров на медицинском судне, специально оборудованном для осуществления абортов, и занимается прерыванием беременности у жительниц тех стран, где это считается незаконным.
Современному миру присущ странный парадокс: мы привыкли считать, что каждый дюйм земли кому-то принадлежит и что каждая страна хотя бы на словах управляется по закону, но любой, кто отплыл всего на 13 миль от берега, внезапно оказывается в «открытом море» вне досягаемости властей.
К тому же морское право, как и само море, непрозрачно. Говорить, что в океане вообще нет закона, будет, конечно, преувеличением, но, безусловно, это область, где происходит непрерывная путаница юрисдикций, договоров и национальных законодательств, которые оспариваются на протяжении многовековой истории морских путешествий и торговли. Даже отнесение тех или иных действий на море к области законной или преступной деятельности часто в немалой степени зависит от того, где именно они происходят. Согласно морскому праву, судно в международных водах рассматривается как плавающее посольство, можно сказать, часть территории страны, под флагом которой оно ходит. Значит, на борту судна действуют законы только той страны, где оно зарегистрировано.
Мало кто сравнится с Ребеккой Гомпертс в умении использовать подобные лазейки в морском праве. Врач из Нидерландов, основатель организации «Женщины на волнах» (Women on Waves), странствует по миру с международной командой врачей-волонтеров на медицинском судне, специально оборудованном для осуществления абортов, и занимается прерыванием беременности у жительниц тех стран, где это считается незаконным. Гомпертс занимается этим с начала XXI в., зачастую, нелегально. Она неоднократно отправлялась к берегам Гватемалы, Ирландии, Польши , Марокко и полудюжины других стран, опасно балансируя на грани местного и международного права.
Как бы строго закон отдельной страны ни запрещал аборты, его юрисдикция распространяется только на территориальные воды — 12 миль от берега. На 13-й миле начинаются международные воды, и на судне Гомпертс можно проводить аборты, поскольку оно ходит под флагом Австрии, где данная процедура разрешена.
Тема абортов сложная.
В законодательстве разных стран определяется в какой момент плод обретает права и его нельзя абортировать.
Однако, заставляет задуматься моральный аспект: происходит уничтожение чьей-то судьбы, которая не будет прожита.
Очень необычная история! Удачи всем смелым и неравнодушным в этом мире.
«Гомпертс по факсу отправила голландским властям сертификат, в котором говорилось, что кабинет представляет собой не судовое помещение, а произведение искусства под названием «A-Portable». Поэтому, как утверждала она, его постройка не требует согласования с определенными морскими правилами. Судну разрешили выйти в море»
.
Мне это напомнило Христофора Бонифатьевича, когда его обвинили в незаконном ввозе скота. А он убедил таможенную полицию, что спасённые им белки - судовые принадлежности из категории ходовых машин.
Смертность при аппендиците по данным Википедии 0,1%. Смертность при абортах 0,23%. В принципе неплохие прогнозы по операции. Чего она носится на корабле по миру? Дала бы лучше денег этим женщинам. Может они бы и оставили себе детей, если конечно это не криминальная беременность
Нет, тогда беднота начнëт рожать за деньги