Три десятилетия назад Москва прекратила многолетние массовые субсидии Кубе, которые достигали $5 млрд за пятилетку, и на острове был провозглашен «особый период». Кубинцам был резко урезан и без того убогий пакет продуктов, предоставляемых по карточкам, трактора из-за отсутствия топлива заменили быки, а машины — велосипеды китайского производства. Экономический спад с 1990 по 1993 год составил 36%.
Фидель Кастро негодовал и во время встреч с ближайшим окружением называл действия Москвы предательством. Но открыто заявить свой протест он не мог. И лишь однажды, беседуя с рабочими гаванского транспортного предприятия, сорвавшись, бросил: «Да все эти погрузчики советского производства — просто мусор».
Требовалось, однако, найти причину всех бед. После того как в 1994 году вспыхнули первые сильные протесты в Гаване, Кастро, выступая по телевидению, спросил нацию: «Какова главная причина всех последних событий?» И сам же ответил: «Блокада!» Так в течение более шести десятков лет кубинские власти называют торгово-экономическое эмбарго США.
С тех пор экономика Кубы так и не оправилась после «особого периода». А начиная с 2020 года, когда сократилась помощь Венесуэлы и одновременно вспыхнула пандемия коронавируса, лишившая Кубу туристов, остров вновь переживает острейший кризис. В июле этого года сотни тысяч человек вышли на улицы всех крупных городов с протестами против нехватки продовольствия, постоянных отключений электричества и отсутствия элементарных гражданских свобод. Но, как и прежде, нынешний лидер страны Мигель Диас-Канель объяснил массовые протесты «американским геноцидом», как он называет эмбарго, «политикой США по экономическому удушению» Кубы.