Устойчивая мода и экологичное потребление, уже много лет популярные за рубежом, постепенно развиваются и в России. Часть этого процесса — ресейл-платформы, которые торгуют бывшими в употреблении вещами, от массмаркета до люкса. Ресейл-платформа Oskelly Заиры Келиговой и Альберта Осканова была основана в 2017 году (название основатели придумали по первым буквам своих фамилий). До того как создать маркетплейс, Заира закупала коллекции для региональных бутиков у европейских премиальных марок, а ее брат Альберт занимался российскими продажами и внешнеэкономической деятельностью в компаниях «Щелково Агрохим» и «Роснефтегазстрой», а также пытался развивать стартапы в FMCG.
Впрочем, у брата и сестры всегда был хороший тыл: их отец — бывший зам. гендиректора ФГУП «Союзплодоимпорт» и экс-совладелец «Кубанского винно-коньячного комбината» Алихан Осканов — тоже поучаствовал в проекте деньгами. Но по-настоящему их бизнес взлетел в прошлом году во время локдауна после того, как на Oskelly вышел Филипп Киркоров с распродажей своего огромного гардероба. После этого свои вещи на Oskelly начали выставлять и другие знаменитости, а основатели стартапа задумались о выходе в страны Персидского залива и Европу.
— Вы позиционируете себя как крупнейшая ресейл-платформа на российском рынке. Можете в таком случае озвучить свои финансовые показатели?
Альберт: Общий оборот товаров, проданных в 2020 году, составил 310 млн рублей. Это в 16 раз больше, чем в 2019 году. Данные по 2021 году мы будем готовы раскрыть в конце года.
На платформе сегодня зарегистрировано более 100 тысяч пользователей, общее количество единиц товара — 150 тысяч, и оно постоянно растет. Больше половины наших покупателей — это также продавцы товаров. Для нас это означает, что на платформе формируется сообщество, интересующееся модой и рассматривающее ее как актив. Это показывает важность нашей работы и мотивирует развиваться дальше.
Заира: В первые пару лет после основания компании у нас было много серьезных конкурентов. Часть из них отвалилась, а часть осталась. Но по показателям мы обгоняем все существующие ресейл-платформы в сегменте моды и поэтому смело можем называть себя крупнейшей платформой в России.
— На какие компании вы ориентировались при запуске в 2017 году?
Альберт: После того как мы приняли решение о запуске проекта Oskelly, мы проанализировали работу похожих по позиционированию и бизнес-модели зарубежных компаний. В Европе и США много успешных бизнес-проектов в сфере фэшн-ресейла, которые предлагают свои услуги по всему миру.
Заира: В сегменте люкс мы ориентировались на компании theredUP, Tradesy, The RealReal, Vestiaire Collective, Fashionphile и Videdressing. Схожие проекты, но в стритвир и массмаркете, это Depop, Poshmark, Vinted, Grailed, Goat и Stockx.
Альберт: Во время анализа компаний мы приняли для себя твердое решение ориентированности на люкс-сегмент. Прежде всего производство премиальных и люксовых брендов обеспечивает качество тканей и пошива, и именно поэтому таким вещам легче всего подарить вторую жизнь. Они могут оставаться привлекательными и через пять, и через 10 лет. С марками из сферы массмаркета это очень сложно. Кроме того, дорогие бренды следят за экологичностью производства и следуют нормам этичной моды: выступают против рабского труда на фабриках и обеспечивают комфортные условия для работников. Для нас это важно, так как мы продвигаем в России культуру осознанного потребления.
— Сколько средств вы вложили на начальном этапе и привлекали ли в дальнейшем средства для финансирования проекта?