Концепты элетромобилей Volkswagen. Фото: Volkswagen

Концепты элетромобилей Volkswagen. Фото: Volkswagen

За три десятилетия более 3 млн «трабантов» сошли с конвейера завода в саксонском городке Цвиккау. Это были тесные автомобили с маломощными моторами и сильно загрязнявшие воздух. И все же они стали мечтой миллионов восточных немцев. Сейчас в Цвиккау в самом разгаре еще одна революция. Принадлежащий уже много лет Volkswagen (VW) автозавод является крупнейшим в Европе производителем электромобилей. Каждый день с конвейера сходят около 1200 электромобилей VW ID.3 и ID.4. В 2022 году эти цифры увеличатся до полутора тысяч автомобилей в день.

«Мы полностью перестроили завод, на котором 30 лет выпускали машины с двигателями внутреннего сгорания, и сейчас производим электрические автомобили», — говорит Карстен Кребс, отвечающий за связи с общественностью в VW в Саксонии.

Второй в мире после Toyota автопроизводитель выпускает электромобили модели ID в Цвиккау уже больше года. Специалисты считают, что они будут играть такую же роль, какую когда-то сыграли модели Beetle и Golf.

Завод в Цвиккау также служит символом решимости производственного сектора немецкой экономики, ставшего после Второй мировой войны главным двигателем немецкого экономического чуда, повторить приблизительно то же самое и с переходом к «чистой» цифровой экономике. Причем зачастую вопреки, а не благодаря правительству ФРГ.

Германия — парадокс. Десятилетиями она с большим отрывом лидирует в списке экспортеров автомобилей и продает огромные объемы машиностроительной техники, оборудования и химических товаров и изделий. Ей удалось без особо серьезных последствий пройти пандемию. Даже в этом году дефицит бюджета ФРГ едва ли превысит вполне контролируемые 5,8%, а по безработице Германия в августе уже вышла на допандемические показатели.

Однако в первой экономике Европы, как признают сами немцы, множество проблем, начиная от быстро стареющего общества и заканчивая так же быстро стареющей инфраструктурой. Годы политики жесткой экономии при Ангеле Меркель создали инфраструктурный инвестиционный дефицит, по данным берлинского рейтингового агентства Scope, в размере €410 млрд.

В бедах немецкой экономики во многом виновата немецкая бюрократия.