Хуан Пужоль Гарсия. Фото: wikipedia.org

Хуан Пужоль Гарсия. Фото: wikipedia.org

6 июня 1944 года 156 тысяч военных высадились в Нормандии, чтобы закрепиться на побережье Франции, преодолеть систему укреплений вермахта и вынудить противника воевать на два фронта. Так началась крупнейшая десантная операция, которая позволила меньше чем через год полностью освободить оккупированные европейские территории и привела к капитуляции Германии. Лояльные российской власти историки и пропагандисты не устают напоминать, что именно СССР принадлежит решающий вклад в победе над нацизмом. Это не вызывает сомнений, но так же бесспорно, что операция «Нептун» ускорила триумф антигитлеровской коалиции, подорвала позиции рейха на Восточном фронте и внесла разлад в немецкую верхушку.

Среди главных героев высадки в Нормандию обычно называют британских и американских командиров (и, конечно, солдат, которые завоевывали плацдарм под вражеским огнем). Однако, возможно, ключевая фигура всей операции даже не побывала на севере Франции. Этот человек избегал оружия, ненавидел коммунистов, но еще сильнее — нацистов. На протяжении Второй мировой он старался приблизить поражение Германии, но не в окопах с винтовкой наперевес, а в кабинетах, почтовых отделениях и на улицах крупнейших европейских городов, которые не находились под властью рейха: в Мадриде, Лиссабоне и Лондоне. Его звали Хуан Пужоль Гарсия (исп. Juan Pujol García, в англоязычных источниках встречается произношение «Пухоль», мы используем транскрипцию из русскоязычной «Википедии». — Republic), он чудом избежал казни за дезертирство в Гражданской войне в Испании и меньше всего походил на агента, которому суждено изменить расклад сил в борьбе против нацизма.

Хуан Пужоль Гарсия, 1940 год. Фото: The National Archives UK)

Им восхищались Дуайт Эйзенхауэр и Уинстон Черчилль, английский шпион Энтони Блант назвал его работу величайшей двойной операцией за время войны, а историк Роджер Флитвуд-Хескет предположил, что без него союзникам не удалось бы высадиться в Нормандии. Точнее всего вклад Пужоля определил его куратор из британской разведки Томас («Томми») Харрис:

В 1941-м, когда влияние Германии распространилось в Испании, наше посольство в Мадриде ни на что не влияло, Франция сдалась и нашествие нацистов было неизбежно, они вряд ли подозревали, что маленький робкий испанец, которого им удалось завербовать, окажется вражеским агентом. И уж совсем невозможно было представить, что шпионская сеть, которую они поручили ему создать в Великобритании, состояла из 27 выдуманных персонажей.