Основатели BlaBlaCar (слева направо): Фредерик Мазелла, Франсис Наппез и Николя Брюссон

Основатели BlaBlaCar (слева направо): Фредерик Мазелла, Франсис Наппез и Николя Брюссон

BlaBlaCar

BlaBlaCar — глобальный маркетплейс для автодорожных поездок, который объединяет карпулинговые и автобусные поездки на одной платформе. Основана она была во Франции в 2006 году тремя предпринимателями — Фредериком Мазеллой, Франсисом Наппезом и Николя Брюссоном. У каждого из них в конце 1990-х и начале 2000-х был опыт погружения в американскую корпоративную культуру, который они затем перенесли на родную почву. Возможно, поэтому BlaBlaCar — один из немногих французских стартапов, которому удалось стать глобальным: число пользователей сервиса превышает 90 млн человек в 22 странах (в том числе 25 млн в России), а капитализация оценивается в $2 млрд.

Со-основателя BlaBlaCar Николя Брюссона всегда удивляло, что европейцы, в отличие от американцев, не хотят становиться акционерами своей компании. В колонке для Republic он рассказывает, как BlaBlaCar удалось внедрить опционную программу для всех сотрудников, включая российских.

Предпринимательская деятельность — это по-настоящему увлекательное и рискованное путешествие. Гораздо менее предсказуемое, чем работа на менеджерской позиции в устоявшейся корпорации. Отчасти риск компенсируется перспективами. Формула простая: «высокий риск — высокая награда».

Чтобы сотрудники компании стали полноценной частью предпринимательской гонки и прочувствовали все прелести риска и последующего вознаграждения, важно, чтобы у них было право стать владельцами компании, то есть войти в состав акционеров. Я считаю, что в рабочем коллективе все члены команды должны хорошо понимать эффективность формулы «риск — вознаграждение».

Разные культуры

В Европе культура передачи акций компании в руки сотрудников менее развита, чем в США, и люди здесь в целом хуже понимают плюсы и минусы такой концепции. Это привело к тому, что европейские компании не предлагают своим сотрудникам акции, а сотрудники об этом не просят, и даже не задумываются о новых возможностях роста. Между менеджерами и подчиненными такой дискуссии просто нет.

За последние десять лет работы в BlaBlaCar я заметил определенную закономерность: 9 из 10 сотрудников, которые являются выпускниками лучших европейских школ (Кембридж, Ecole Polytechnique, HEC Paris и пр.), при приеме на работу не были заинтересованы в том, чтобы стать акционерами компании. Более того, 3/4 из них вообще не знали, что это такое. Конечно, в большей степени это относится к специалистам, которые не изучали финансы, например, инженерам. В большинстве компаний, если сотрудник сам не спросит у руководства о возможности получить акции, ему их и не предложат.

Опыт, который я получил в Европе и Кремниевой долине, где проработал семь лет, сильно различается. В 2000 году, когда я устроился на свою первую работу в Долине, каждый инженер говорил об акционерном капитале. Возможно, это было связано с особенностями бизнес-культуры в США, а также с примерами первых финансово успешных сотрудников из Cisco, Intel и других IT-компаний, повлиявших на успех всей Долины. В Европе отсутствие таких примеров в сочетании с консервативной бизнес-культурой затормозило развитие подобной практики.

Все относятся по-разному

Непосредственно в BlaBlaCar я наблюдал кардинально разное отношение сотрудников к возможности стать акционером компании. Три примера:

Сотрудники не разбираются в финансовых вопросах. Настоящим культурным шоком для меня стал случай, когда мы предложили опцион новому сотруднику. В ответ он не только отказался, но и спросил, возможно ли ему вместо этого получить ваучеры на бесплатный обед.