В Германии каждый четвертый работающий в промышленности так или иначе связан с экспортом. Поэтому пандемический кризис с поставками ощущается здесь особенно тяжело. Сейчас не хватает почти всего, на чем работают немецкие фабрики и заводы. Речь идет не только о полупроводниках — наверное, самом известном дефиците последних лет на планете — но и о таких прозаических материалах, как, например, фанера, медь, алюминий, пластмассы, а также жизненно необходимые для электромобильных батарей кобальт, литий, никель и графит.
Автопром особенно сильно страдает от разрыва и ослабления цепочек поставок. Opel, который сейчас входит в состав Stellantis, владеющего также Jeep и Fiat, заявил в прошлом месяце о закрытии до конца года завода в Айзенахе из-за острой нехватки чипов. Более 1300 работников отправляются в незапланированный отпуск.
Согласно опросу, проведенному в августе Ассоциацией немецких торгово-промышленных палат (AGCIC), из-за проблем с поставками сырья и комплектующих более чем у 40% немецких компаний снизились продажи. Если бы не сбои со снабжением и поставками, то экспорт в Европе, утверждают в ЕЦБ, вырос бы в первые шесть месяцев 2021 года на 7%.
Конечно, все экономики планеты испытывают проблемы со снабжением и поставками, но Германия к такого рода ЧП особенно чувствительна. Почти половину промышленного производства ФРГ составляют экспорт машин, станков и других товаров и изделий. Для сравнения: в США этот показатель не превышает и 12%.
Германия — страна фабрик и заводов. Поэтому она так сильно и зависит от состояния цепочек поставок, объясняет старший партнер мюнхенской консалтинговой фирмы Roland Berger Оливер Кнапп.
К экономическим неурядицам в этом году добавились и проблемы политические. Выборы в бундестаг не принесли большинства, позволяющего в одиночку сформировать правительство, ни одной партии. Высока вероятность того, что правящая коалиция, каким бы ни был ее состав, не сможет эффективно работать из-за внутренних разногласий.
Пессимизм немецких менеджеров
Замедление восстановления экономики поставило ребром вопрос о способах ослабления уязвимости немецких компаний от перебоев с поставками и ЧП типа застрявшего в марте в Суэцком канале 400-метрового контейнеровоза. Многие компании уже увеличивают запасы сырья и всего, что может понадобиться в работе, а также проявляют чудеса изобретательности, чтобы не прекращать работу.