Почему жители китайского города Сучжоу отвергли предложенные партией «две миски риса» и «кошка-жену», но так и не были отправлены в «уйгурские санатории»?
Фото: Memepedia.ru
В сентябре прошлого года власти города Сучжоу (苏州), известного благодаря своим каналам как «китайская Венеция», ввели добровольную систему социального рейтинга «Код цивилизации» (文明码). Каждый новый пользователь одноименного мобильного приложения получал 1000 баллов «цивилизации» (точнее, даже 1002 балла, так как за регистрацию давали 2 бонусных балла).
Пользователи получали баллы и повышали свой уровень «цивилизованности» за гражданскую активность: волонтерскую работу в регулировании дорожного движения, уход за пожилыми людьми, организованную помощь соседям и т. д. Чем выше этот уровень, тем чаще неравнодушные граждане могли пользоваться скидками в общественном транспорте и кино. Уровень «цивилизованности» понижали нарушения правил дорожного движения: за проезд на красный свет вычитались 50 баллов, а за вождение в пьяном виде — 100 баллов. В будущем в систему планировали добавить поощрение за раздельный сбор мусора и наказание за пищевое расточительство в кафе и ресторанах.
По задумке авторов «Кода цивилизации», их система основывалась на принципе положительных стимулов и добровольной регистрации граждан. Таким образом чиновники хотели мотивировать людей соблюдать правила дорожного движения и вести себя цивилизованно. Однако через три дня после запуска системы, когда в приложении успел зарегистрироваться только 5861 пользователь, «Код цивилизации» был неожиданно удален. И причиной этому стало массовое недовольство жителей Сучжоу.
Добрый день, Сергей!
Не могли бы Вы затронуть современную языковую тему в Китае. До какой степени они говорят на одном языке, что это за диалекты у них, как с этим борется центральная власть, как сопротивляются носители диалектов, надолго ли их хватит. И вообще это происходит ассимиляция по сути разных народов ханьцами, под видом унификации. Возможен ли раскол Китая по границам этих различных диалектов или они уже спаялись в единую политическую нацию.
Здравствуйте! Тема интересная, надо будет об этом написать, спасибо!
Я не уверен, что уже спросить этот вопрос: будет или не будет таки война с Китаем? (Можно вспомнить, что этот вопрос еще волновать тов. Маяковски, так что уже почти немного чуть-чуть становиться "извечный вопрос", как-будто "что делать", "кто виноват", как-то так. Нихао!
Зачем русский медведь воевать, можно все купить за два миска риса, русский Иван помогать. Удар!
Спасибо. Интересует отношение простых китайцев к жителям соседних стран (не только к русским). Стереотипы, например.
К слову, сегодня в популярном китайском интернет-издании The Paper нашел как минимум 12 различных аналитических статей о Достоевском.
Спасибо, такую тему уже заказывали в комментариях, разберу!
А женщины могут получить типа кота-мужа?
Который будет целыми днями спать, а когда не спать -- носиться по квартире или нализывать себе то, что и делает его мужем? :)
Трудно представить китайца с кошачьими повадками..
А как же!)
Спасибо, Сергей, очень интересно
Очень интересная статья! Спасибо за Ваши материалы!
Подскажите, а как китайцы на бытовом уровне относятся к России и россиянам в частности? К культуре, политике, людям? В чем позитивная часть настроя, в чем негативная?
Понимаю, что слишком обширная тема, но так интересно. Потому как совершенно ничего не знаем об этом, тёмный лес.
Подумаю, с какой стороны к этой теме подойти, чтобы не повторяться, спасибо!
почитайте вот этот материал, если не видели, он как раз на интересующую вас тему, но, понятное дело, он ее не исчерпывает https://republic.ru/posts/100265
Да, на Republic подписалась позже, не видела. Спасибо большое!
Отношения между городом и деревней в Китае. Какой процент сельского населения, какой возрастной состав, какие доходы по сравнению с городом. Как организовано производство - фермы/коммуны/частные предприятия. Зависит ли с/х производство от импорта в каких-то аспектах - удобрения, семена и т.д.?
Такая статья уже планируется, в том числе намерен в ней обсудить особенности самоуправления в китайской деревне, все будет, спасибо!
Даосизм и конфуцианство - это принципиально разные философские системы. По-моему, Китай в значительной мере придерживается Конфуция, а не Лаоцзы. Или это не так?
Мой хороший приятель несколько лет проработал в посольстве России в Китае, жил в Пекине , хотя не имел возможности путешествовать. По его впечатлениям Китай обогнал Россию, Пекин смотрится лучше Москвы. По этой причине ругает Горбачева и Ельцина , жалеет, что зря мы отказались от компартии, считает, что Китай показал прекрасные возможности для роста экономики при сохранении "шестой статьи Конституции СССР", то есть руководящей роли КПСС. Что можно сказать по этому поводу? Я по КПСС не грущу, а может напрасно?
Мне кажется, КПСС, не сдай она власть в конце 80х, сделала бы из СССР не Китай, а КНДР. Даже если оставить в стороне другие аспекты, для достижения успехов, сравнимых с китайскими, ей бы не хватило примерно миллиарда изголодавшихся китайцев, пашущих день и ночь.
Касательно первого вопроса, в Китае на протяжении 2000 лет почти без перерывов государственной идеологией было конфуцианство, так что если совсем кратко отвечать, то да, даосизм скорее был на вторых ролях (а во время расцвета буддизма — и на третьих). Но вообще тема очень сложная, конфуцианство неоднократно трансформировалось и многое заимствовало у даосизма и буддизма (самая известная такая трансформация — неоконфуцианство), а для литераторов даосизм и буддизм всегда служили отдушиной в условиях идейного господства «конфуцианского православия», как его называл В. М. Алексеев.
А на второй вопрос даже не знаю, как ответить — тут уже личное мнение каждого. Мне кажется, в принципе нельзя говорить, что «мы отказались от компартии». Скорее она сама от нас (и себя) отказалась, а то, что случилось с СССР, — закономерный итог последних 10-20 лет правления обрюзгшей советской элиты. В Китае, во-первых, такая элита не успела сформироваться (Мао Цзэдун, а затем и Дэн Сяопин ее подчищали), а во вторых, КНР начала активно внедрять рыночные элементы, в отличие от нас. Есть много мнений, я на Китай последних 40 лет больше с меритократических позиций смотрю.
Спасибо за ответ.
Можно ли о китайской системе здравоохранения.
Уточню, что не о "китайской медицине" а именно системе здравоохранения.
Сталкивался с мнением, высказанным примерно с десяток лет назад о том, что нынешней КНР система здравоохранения сделана таким образом, чтобы не препятствовать естественной убыли населения. Первым из которых в работе системы является принцип "деньги на бочку". Условно говоря, даже если будешь истекать кровью на ступеньках больничного рыльца, пока не будет денег, никто по твою душу даже пальцем не пошевельнёт.
Понимаю, что немного сумбурно итд, но надеюсь мысль смог сформулировать понятным образом.
Спасибо.
И еще на подходе статья про промежуточные итоги недавней реформы здравоохранения в Китае, все будет, спасибо!
по касательной эту тему затрагивали тут https://republic.ru/posts/100790
Именно, что по касательной.
Но в любом случае, спасибо за наводку.
Интересно было бы почитать современный материал про китайскую налоговую систему. На Republic когда-то выходило интервью с каким-то экономистом, восхвалявшим китайские налоги. Но это было давно, и про налоги там было буквально два абзаца. Но интересно, как налоги и система их взимания помогают стимулировать бизнес или может быть наоборот - усложняют ведение некоторых форм бизнеса.
Кроме того, интересно было бы узнать про китайскую атомную энергетику. Сейчас выходит масса материалов об энергетическом перехоже, и похоже, лучше атомных станций в обозримом будущем ничего не будет. На Republic пару дней тому говорилось, что большинство строящихся сегодня электростанций находятся в Китае. Насколько они современные, как общество их встречает (в Германии все закрыли, в Японии Фукусима, есть Чернобыль итд).
Ну еще интересно было бы понять, насколько то, что кажется геополитически важным на западе, важно для Китая? К примеру, Крым для китайца (знающего о том что есть такой Крым), он чей?
Про новую налоговую реформу скоро должна выйти статья (только с упором не на бизнес, а на потребителей) в контексте «новой бедности» в Китае. Про атомную энергетику записал, разберем. О геополитических приоритетах (спойлер: их в основном интересует Восточная и Юго-Восточная Азия) тоже расскажу, спасибо!
Какие культурные особенности позволили в 1990х-2000х Китаю теснее интегрироваться в мировую экономику (в т.ч. производство) чем России в тот же период? Понятно что труд был дешевле, но это не единственный фактор. Культурные различия между Россией и западными странами меньше, чем у западных стран с Китаем.
Спасибо, тему себе записал, статья будет!
Хотелось бы узнать про китайскую систему высшего образования и то, на что она ориентирована (обратные связи с экономикой), а также активный импорт китайскими гражданами образовательных услуг - как это встроено в образовательную и идеологическую систему.
Отличная тема, сам стажировался в Китае и скоро планирую туда ехать учиться, как границы откроют, обязательно обо всем расскажу в будущей статье, спасибо!
большое спасибо! мне это особенно интересно, поскольку я работаю с китайскими студентами в России...
Здравствуйте, Сергей! У меня такой вопрос: как китайское общество относится к
присоединению Гонконга и как оно относится к намерению властей присоединить
Тайвань? Спасибо...
Добрый день! По отношению с Гонконгу я чаще встречал одобрение у китайцев (особо рьяно поддерживали присоединение, как не удивительно, уроженцы Гуандуна, с которыми мне удалось пообщаться). А вот насчет Тайваня мнения разделяются, есть знакомые из Фучжоу — города, который находится напротив Тайваня, — поспрашиваю их и разберу в отдельной статье, спасибо за вопрос!
Спасибо за быстрый ответ! Ждем статью...
Интересно было бы почитать. В Китае уже довольно большой средний класс. Как результат эти люди должны бы уже стремиться к защите своей собственности и праву политического представительства для управления государством. Есть ли такой запрос в обществе ?
Добрый день! Немного запоздал, вот статья-задел про китайский средний класс с экономической точки зрения. В будущих статьях уже расскажу про запросы и чаяния этой социальной группы. https://republic.ru/posts/102714
В Сучжоу, как мне показалось, прозвучал такой голос «среднего класса», ведь пользователи в том числе негодовали вмешательством в их личную жизнь посредством этого рейтинга. Обязательно посвящу этой теме отдельную статью, спасибо!
Добрый день. Интересно узнать, можно ли сравнить отношение современных китайцев к культурной революции с отношениям россиян к сталинским репрессиям? Есть ли в современном Китае борьба с "переписыванием истории"?
Здравствуйте, тему записал, спасибо! Заранее скажу, что политики и государственные СМИ культурную революцию не обсуждают, но в литературном мире много рефлексии есть.
Спасибо, статья интересная и информативная.
В качестве темы для будущей статьи я бы предложил китайский традиционализм в разрезе капиталистических реформ китайской экономики последних десятилетий.
Все знают о китайских диссидентах-западниках, требующих соблюдения прав человека, снижения контроля со стороны государства, свободы слова и вот это все.
А существуют ли до сих пор диссиденты-традиционалисты? Всех ли поела КПК за годы своего всевластия, или кто-то сохранился? И каково декларируемое ими отношение к китайскому "рыночному социализму", ведь он, вероятно, не менее, а то и более травматичен для поклонника классических, домарксистских китайских ценностей, чем даже социализм харкорный?
Отчего же более травматичен? Он как раз очень похож на то, как Китай жил в прошлые тысячелетия. Частный бизнес, торговля - да, но если станешь слишком большим, государство забеспокоится. Госмонополии на те или иные виды товаров, государственные предприятия в самых разных сферах. Продвигаемая государством идеология и т.п. - все это было примерно так же :) Именно "хардкорный" социализм был необычным перегибом.
Вы имеете в виду китайских монархистов? Есть ли они в современном Китае?
Я имею в виду классический китайский набор - даосизм, конфуцианство, замкнутость на себя, консерватизм. Мне кажется, это все противолежит концепции вестернизации Китая в намного большей степени, чем внедрению марксистских начал. Есть ли какое-то, мало-мальски цельное, движение, позиционирующее себя в этом направлении? Что-то наподобие китайских правозащитников западного толка, только, с позволения выразиться, наоборот? Этакие охранители/славянофилы по-китайски?
Хорошо, я вас понял, такие группы действительно есть, степень их маргинальности пока не могу оценить, но обязательно изучу эту тему и разберу в будущей статье, спасибо!