Фото: Unsplash.com

Фото: Unsplash.com

Европейский рынок привлекателен для FinTech-стартапов сразу по нескольким причинам. Первая — это огромная потенциальная аудитория. В 2020 году население Евросоюза составляло 453 миллиона человек. А если брать всю территориальную Европу как перспективу роста, то это уже 695 миллионов.

Вторая — благоприятный климат для развития бизнеса. Существуют программы поддержки, в рамках которых можно получить грант на развитие первых шагов, а кроме того, в отдельных странах созданы привлекательные условия налогообложения и упрощен процесс регистрации бизнеса. Для стартаперов есть специальные визы, которые позволяют быстро перебраться в новую страну, часто с семьёй.

С точки зрения привлечения инвестиций ситуация также позитивная: в Европе действует огромное число инвесторов, венчурных фондов и бизнес-ангелов. В первой половине 2021 года они установили новый рекорд по инвестициям в европейские стартапы — $59 млрд. за 6 месяцев. Рост составил 138% ко второй половине 2020 и 215% по сравнению «год к году».

Третья причина— особенности законодательства, стимулирующего развитие Open banking. Первая платёжная директива или PSD (Payment Services Directive) создала единую зону платежей SEPA (Single Euro Payments Area). Вторая — PSD2, Revised Payment Services Directive — по сути уравнивает возможности на рынке для традиционных банков и необанков, а также других FinTech-организаций. Согласно этой директиве банки обязаны предоставить провайдерам платежных услуг финансовую информацию о клиенте и проводить операции со счетом по запросу клиента через API (Application Programming Interface).

Сейчас финтех переживает настоящий бум. Среди 20 крупнейших непубличных «единорогов» мира — восемь финтех-компаний, а за первое полугодие 2021 девять европейских финансовых стартапов пробили планку капитализации в 1 миллиард. Вот какие тренды сейчас наиболее востребованы на европейском рынке финансовых технологий.

Open Banking

Open Banking или «открытый банкинг» — это система обмена информацией, в которой данные клиента и его счёт не сокрыты внутри единственного банка, а с согласия клиента доступны через API всем аккредитованным участникам финансового рынка, в том числе различным технологическим компаниям, развивающим новые сервисы и практики работы с финансами и финансовыми данными. В Европе, благодаря директиве PSD2, финтех-стартапы могут оказывать услуги клиентам, являясь только операторами данных в рамках Open API, и не связывать себя получением банковской лицензией или заключением договоров с многочисленными банками-партнёрами.

Рассрочка кредитов потребителям в точке продажи

POS-кредиты (от point of sales) — кредиты, которые нам предлагают в магазинах техники или мебели, офисах мобильной связи. Такой вид кредитования как никогда популярен в Европе, причем 80% всех сделок составляют именно покупки в рассрочку. В первую очередь потому, что они выглядят максимально «безопасно»: покупатель платит исключительно за товар без процентов, а комиссию возвращает магазин. Правда, бывают и хитрые магазины: одобрят рассрочку, только если клиент к условному фену возьмет еще и гарантию, которая действует дольше заводской — хотя от нее можно просто отказаться.

Сегодня потребитель может воспользоваться картой с кредитным лимитом или приобрести конкретный товар в магазине, оплатив банковской картой. Есть также платформы, которые предлагают онлайн-сделки и онлайн-кредитование. Собственную платформу для онлайн-сделок внедряют Mastercard и независимые стартапы, например, HappyLend. Последний — платформа для онлайн-кредитования, которой могут пользоваться и онлайн-магазины. Сейчас стартап работает с шестью российскими банками.

Агрегирование счетов и анализ данных

Агрегирование счетов и анализ данных избавляет финансовые организации (банки, микрофинансовые организации) и частных консультантов от необходимости запрашивать выписки, заявления и другие документы и обрабатывать все это вручную. Использование возможностей открытого банкинга позволяет сэкономить время на обработку запроса о кредитовании.

С платформами для агрегирования счетов и аналитики клиенту не нужно самому собирать все бумаги, а кредитные учреждения, в свою очередь, получают достоверную информацию. На основании всех данных формируется паспорт клиента для оценки рисков, кредитного рейтинга и даже разработки персональных маркетинговых предложений.

Зарплаты pay on demand

Наверное, каждый мечтал получать зарплату каждый день хотя бы небольшими суммами. Как говорится, мечты сбываются — мир постепенно уходит от жесткого графика «зарплата 15 и 30 числа каждого месяца» и появляются «послабления» из-за неплатежеспособности населения. Будет намного проще, если люди будут брать не микрозаймы, а деньги из своей же зарплаты — более 50% хотят получать зарплату ежедневно из-за пандемии. Сегодня это уже реализуют финтех-стартапы в том числе и в России.

На Западе идею плати по запросу (pay on demand) продвигают с 2015 года. С такими гигантами как Even соревнуются молодые стартапы: например, Ceridian запустил сервис Dayforce Wallet для 4.5 тыс клиентов. И в компании считают, что такая система через три-пять лет станет совсем привычной.

Расширение криптоинфраструктуры и система децентрализованных финансов

Возможно, через несколько лет криптовалюта станет таким же привычным денежным средством, как доллары или рубли. Тем более, во многих странах уже ведутся разговоры о национальной цифровой валюте (и первой, возможно, станет Китай).

Для большинства особенно интересны платежи и переводы с помощью крипты в любую точку мира. Как PayPal, только безопаснее.

Так и складывается система децентрализованных финансов (DeFi) — совокупность специализированных сервисов на основе смарт-контактов. С такой экосистемой у пользователей появляется доступ к разным финансовым услугам — инвестированию, кредитованию, торговле на бирже. Чтобы пользоваться услугами DeFi, достаточно лишь скачать интернет-приложение и авторизироваться в нем.

Основные направления DeFi:

  • Децентрализованное кредитование. Пользователи могут одалживать криптоактивы, а еще у них появляется новый способ заработать проценты на свободных активах.
  • Децентрализованные обменники. Пользователи могут обменивать криптовалюты без централизованных бирж.
  • Стейблкоины. Валюты с фиксированной ценой, которая привязана к фиантной валюте (в основном USD) и обеспечивается фиантной валютой и децентрализованной криптой (BTC, ETH) — чтобы максимально снизить волатильность.
  • Синтетические криптоактивы. Создание производных финансовых инструментов на блокчейне — базе данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях, проведенных участниками системы.
  • Токенизированные активы. Стоимость таких токенов — уникальных ключей — соответствует стоимости реального актива. Например, можно токенизировать акции Apple. Так, торговля токенами будет приносить такую же прибыль, как и обычные активы.
  • Смарт-кошельки. Кошельки и менеджеры DeFi портфолио с расширенными функциями управления.
  • Децентрализованное страхование. Крупные криптовалюты могут быть украдены, а в смарт-контракте может произойти ошибка. Страхование происходит по следующей схеме: пользователи предоставляют ликвидность для покрытия ущерба, а сами получают процент за ликвидность.

Peer-to-peer кредитование

Peer-to-peer (P2P) кредитование — кредитование физических лиц без участия банков. Это происходит с помощью онлайн-площадки, на которой есть различные финансово-кредитные инструменты проверки. Проще говоря, вкладчики передают сумму на хранение, а потом забирают ее с процентами. А заемщики — берут кредит под маленький процент.

А с криптовалютами P2P кредитование продолжает развиваться, поскольку DeFi и смарт-контракты открывают новые возможности за пределами традиционных банков.

***

Выход на европейский рынок — это всегда большой вызов, в первую очередь, для самого предпринимателя. Тем не менее, там, за рубежом, можно обрести не только новых покупателей, но и инвесторов, а значит, есть большие шансы масштабировать бизнес.

Однако не стоит сломя голову рубить очередное окно в Европу: первым делом необходимо оценить риски и возможности. Точно ли продукт будет более востребован на международном рынке, нежели на локальном? Обязательно сядьте и изучите нормативные акты. Конечно, в Европе они не самые простые, но, к счастью, есть универсальные европейские законы, например, GDPR (General Data Protection Regulation) и PSD2 (закон, регулирующий онлайн-платежи). Кроме того, не забудьте и про местное законодательство.

Важно понимать: если продукт хорошо продается на внутреннем рынке, то совсем необязательно, что его ждет такой же успех и за рубежом — поэтому нельзя применять модели, работающие, в России и выходить с ними на Европу. Главное — определить потребности клиентов, разработать уникальную стратегию и подготовить технологическую базу. Кроме того, используйте все возможности локальной стартап-тусовки, акселераторов и корпоративных программ.

По факту, на европейский рынок может зайти любой стартап, но все же, просто идеи недостаточно — нужен MVP (минимально жизнеспособный продукт). Еще в России нужно несколько раз протестировать продукт для Европы определить целевую аудиторию и изучить реальную ценность товара. Самое сложное — объяснить потенциальным покупателям, зачем им покупать ваш продукт.

В Европе 31 потенциальный рынок, но для начала стоит остановиться на одном. Так, обратите внимание на страны Прибалтики — Латвия, Эстония и Литва возглавили рейтинг наиболее комфортных стран для запуска. Также в топ-5 рейтинга попали Израиль и Канада, а за ними следуют Франция, Великобритания и Португалия. Страны Балтии вошли в топ-3 рейтинга из-за их новой политики в отношении опционов на акции, которая упростила стартапам привлечение и удержание сотрудников.

Помните, что финтех-стартапы очень привлекательны для инвесторов, особенно в Европе. Несмотря на то что эта сфера сейчас как никогда популярна, многие решения до сих пор остаются «сырыми» или вообще на стадии идеи. В финтехе всегда есть за что зацепиться, главное — делать все поэтапно и уверенно.