Есть разные версии касательно того, почему именно сейчас случилась атака на «Мемориал», внесенный — как не напомнить? — минюстом в реестр НКО-иностранных агентов. Все — даже убежденные путинисты, готовые радоваться любым репрессиям, — более или менее одинаково представляют себе причины этой атаки: правозащита власти неудобна, память о подвигах доблестных сталинских чекистов — неприятна, а карательные законы должны работать, раз уж существуют. Расхождение только в оценках. Спящие, так сказать, институты проснулись и, позевывая, собираются завтракать. Все — как обещала нам одна модная дама-политолог.
Но что мешало съесть старую и заслуженную организацию чуть раньше? Или наоборот, чуть позже? Откуда теперь этот странный аппетит?
Я бы вот, к примеру, даже и вопросов таких поднимать не стал, они мне кажутся избыточными — наш репрессивный порядок растет из репрессивного хаоса, все под ударом, остальное — лотерея. Бессмысленно гадать, когда безымянный клерк из Генпрокуратуры закончит подсчет неправильно оформленных твитов и сядет писать обращение в суд. Бессмысленно пытаться предсказывать, на что обидится очередной доносчик, чья душа разбита противоправным контентом, обильно расплодившимся в глобальной информационной сети «Интернет».
Но это, конечно, потому что я — не политик и опыта у меня маловато. А настоящий политик зрит в корень, постигает причины и делает выводы.
Григорий Алексеевич Явлинский нашел исчерпывающее объяснение тому, почему именно в ноябре 2021 года пришли за «Мемориалом», который, как думают в минюсте, исполняет на территории РФ функции иностранного агента. Простите за это напоминание, но минюст есть минюст, и если я напоминание не сделаю, вы можете пасть жертвами коварной западной пропаганды, а Republic (внесенный, кстати, минюстом в ресстр СМИ-иноагентов) оштрафуют. Хотелось бы того и другого избежать.
Впрочем, к делу. Итак, во всем виноват Навальный. Источник всех бед — в «Умном голосовании».
Думаете, шучу, издеваюсь над ветераном отечественного политического манежа? Куда мне.