В модных способах описывать происходящее теперь со страной есть странное противоречие: с одной стороны хозяев наших, уверенно ведущих родину в болото, принято выставлять чуть ли не слабоумными. С другой — видеть в них жутких демиургов, обдумывающих каждый свой шаг, плетущих постоянно чудовищные козни и каждый чих наделяющих особым смыслом.
Конспирология — болезнь заразная. Власть навязывает населению картину мира, где ничто не происходит просто так: любая удача есть результат мудрых усилий руководства, любой прокол — следствие глобального русофобского заговора, в который вовлечены едва ли не все страны Земли, за исключением Китая и, может быть, Никарагуа, а также действий внутренних пособников внешнего врага. Овощи осенью дешевеют, потому что «Единая Россия» по поручению национального лидера проводит рейды на рынках, например. А кампания с вакцинацией провалена, потому что «ситуацию раскачивают извне», подключая к подрывной работе и циничных наймитов из оппозиции, и наивных антиваксеров, оболваненных циничными наймитами. Ну и так далее.
Старающиеся на этом безумном карнавале сохранить остатки разума наблюдатели примитивную схему высмеивают, но тут же подменяют своей. Где спецслужбы, администрация президента, Совбез и прочие видимые и невидимые структуры, озабоченные формированием общественного мнения, постоянно плетут интриги, выстраивают сложные комбинации, все продумывают и просчитывают.
Стоит, допустим, появиться в публичном пространстве какой-нибудь теме, которую все бросаются обсуждать, и немедленно появляется целый отряд таких независимых мыслителей, которые, пальцы подняв к небу, начинают бормотать: «Подумайте лучше, зачем вам бросили эту кость? От каких по-настоящему важных проблем вас пытаются отвлечь?»
Подумайте лучше, зачем им меня отвлекать? Во-первых, я их вижу, эти проблемы. Во-вторых, если меня не отвлекать, я что, Кремль отправлюсь штурмовать? Я не отправлюсь. И вы не отправитесь. И незачем тратить на меня время.
Сегодня хочу, опираясь на новости недели (по-настоящему, кстати, важные, тут никакой независимый мыслитель спорить бы, наверное, не стал), попробовать доказать одну мысль: нет никакой единой внутренней политики, нет путаной сети интриг, нет серых кардиналов, обдумывающих, как бы еще побольнее ударить по стране, а меня и вас от этого отвлечь.
Осталась одна только пожирающая людей пустота.
Наследники Сталина
Итак. Генеральная прокуратура обратилась в Верховный суд с требованием ликвидировать «Мемориал», давно уже внесенный в реестр НКО-иноагентов. Правозащитники «неоднократно нарушали закон», то есть не маркировали свои публикации оскорбительной для здравого смысла плашкой (можете полюбоваться на нее прямо здесь, в начале этого текста). И вот теперь грядет разбирательство, и шансов выжить у иноагента-«Мемориала», откровенно говоря, немного.
Организацию создали еще в Союзе, в перестройку (собственно, участники гремевшего тогда дискуссионного клуба «Перестройка»). Среди создателей — Андрей Сахаров. Начиналось все с памятников жертвам репрессий, но переросло в большую и системную работу — формирование архивов, книги, выставки. Все — важное, все — первоклассное, и ничего этого теперь не будет.
Все это выглядит демонстративным жестом, знаком, обращенным ко всем, кто без любви вспоминает доблестных сталинских чекистов. И легко впасть в праведный гнев, легко произнести какую-нибудь пламенную речь о наследниках палачей, вышедших на охоту за теми, кто сохраняет память о жертвах.