В субботу жители Белгорода собрались в одном из городских парков на, как это принято в последнее время говорить, несогласованную акцию. Они собирали подписи против введения QR-кодов, написали обращение к Владимиру Путину и пели песню «День Победы». Несмотря на несогласованность, разгонять собравшихся полиция не стала (как это принято в последнее время делать), а, по выражению белгородских СМИ, «следила за порядком». Митинги против QR-кодов и обязательной вакцинации проходят по всей России — от Камчатки до Костромы. В Костроме полиция собрание, в итоге, разогнала, но в других регионах митинги проходили по белгородскому сценарию — мирно.
«Свой» протест и «чужой» протест
Протесты начались после того, как власти попытались заговорить об обязательной вакцинации — еще летом недовольных собирали коммунисты в Москве и других городах. Прививочная кампания, а затем и введение QR-кодов в регионах стали для многих россиян даже не последней каплей, а единственным триггером, который смог вывести на улицу (или хотя бы выразить несогласие в соцсетях). Акции противников обязательной вакцинации могут быть довольно радикальными. Например, в Волгограде они в лучших традициях запрещенной Национал-большевистской партии ворвались в здание регионального Роспотребнадзора, требовали у его сотрудников QR-коды и вообще всячески мешали работе зловредных ограничителей. В Татарстане борцы с кодами взяли на вооружение лозунг Алексея Навального «Мы здесь власть» и «отменили» QR-режим на территории отдельно взятого торгового центра. Освобождение от кодового гнета сопровождалось чтением Конституции. О ней, кстати, противники вакцинации и введения QR очень часто вспоминают и в постах в соцсетях, и в сообщениях в мессенджерах. Словосочетание «права человека», пожалуй, никогда так часто не звучало в России — да еще и вне узкой тусовки «профессиональных оппозиционеров». Простейшие ограничения заставили многих россиян хоть на секунду задуматься о высоком: я ведь человек и сопутствующие права у меня есть. В стране существует Конституция (пусть и поправленная), где эти права прописаны.
Появление федеральных законопроектов о введении кодов на уровне страны — в первую очередь, для доступа в межрегиональный и международный транспорт, — протесты только подогрело. Казалось бы, российские власти давно научились бороться с уличным недовольством — достаточно посмотреть на зимние митинги и шествия этого года после ареста Алексея Навального. На них выходили десятки тысяч людей в столицах и тысячи людей в крупных городах, но, несмотря на численность, протесты были жестко и даже жестоко подавлены. Акции против обязательной вакцинации и введения QR-кодов серьезно уступают митингам сторонников Навального по явке (в Екатеринбурге оппозиционера зимой поддержало несколько тысяч человек, противников обязательной вакцинации вышло несколько сотен).