Афганские пионеры и комсомольцы на праздничном митинге в Кабуле, начало 1980-х

Афганские пионеры и комсомольцы на праздничном митинге в Кабуле, начало 1980-х

Фото: © Anton Kavashkin / Russian Look / Global Look Press

Советское вторжение в Афганистан (1979) и ответная реакция Запада, поддержавшего афганское сопротивление, надолго превратили эту страну не только в самую горячую точку на карте мира, но и в поле битвы двух несовместимых концепций развития, пишет американский историк, профессор Свободного университета в Берлине Тимоти Нунан в своей книге «Гуманитарное вторжение: глобальное развитие в Афганистане времен холодной войны» (русский перевод выходит в издательстве Новое литературное обозрение).

В годы войны в Афганистане присутствовали не только советские солдаты: там были представлены и активно действовали и многочисленные «штатские» структуры — начиная от различных западных НПО, работавших в районах, находившихся под контролем сопротивления, и кончая сотнями и тысячами советских гражданских специалистов — от строителей и врачей до учителей и идеологических работников.

Впрочем, все эти люди и организации, по мысли автора, так или иначе воплощали один из двух бытовавших в 1980-е годы подходов к развитию суверенных стран «третьего» мира: либо «советский территориальный авторитаризм», либо «западный постгосударственный гуманитаризм». При этом оба проекта, по сути дела, подрывали легитимность национальных границ Афганистана, пишет Нунан, и, как хорошо известно, оба закончились крахом.

Отрывок из главы «От «пуштунвали» к коммунизму?», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывает о скромных тружениках «гуманитарного вторжения» — советских комсомольских инструкторах, которые пытались создать в Афганистане молодежную организацию по образцу ВЛКСМ — «передовой отряд» правящей партии.

Уведомление: обширные цитаты в тексте основаны на интервью, которые автор сумел взять у многих участников событий. Многочисленные ссылки на источники опущены для удобства журнальной публикации.