
Афганские пионеры и комсомольцы на праздничном митинге в Кабуле, начало 1980-х
Фото: © Anton Kavashkin / Russian Look / Global Look Press
Советское вторжение в Афганистан (1979) и ответная реакция Запада, поддержавшего афганское сопротивление, надолго превратили эту страну не только в самую горячую точку на карте мира, но и в поле битвы двух несовместимых концепций развития, пишет американский историк, профессор Свободного университета в Берлине Тимоти Нунан в своей книге «Гуманитарное вторжение: глобальное развитие в Афганистане времен холодной войны» (русский перевод выходит в издательстве Новое литературное обозрение).
В годы войны в Афганистане присутствовали не только советские солдаты: там были представлены и активно действовали и многочисленные «штатские» структуры — начиная от различных западных НПО, работавших в районах, находившихся под контролем сопротивления, и кончая сотнями и тысячами советских гражданских специалистов — от строителей и врачей до учителей и идеологических работников.
Впрочем, все эти люди и организации, по мысли автора, так или иначе воплощали один из двух бытовавших в 1980-е годы подходов к развитию суверенных стран «третьего» мира: либо «советский территориальный авторитаризм», либо «западный постгосударственный гуманитаризм». При этом оба проекта, по сути дела, подрывали легитимность национальных границ Афганистана, пишет Нунан, и, как хорошо известно, оба закончились крахом.
Отрывок из главы «От «пуштунвали» к коммунизму?», который мы публикуем с любезного разрешения издательства, рассказывает о скромных тружениках «гуманитарного вторжения» — советских комсомольских инструкторах, которые пытались создать в Афганистане молодежную организацию по образцу ВЛКСМ — «передовой отряд» правящей партии.
Уведомление: обширные цитаты в тексте основаны на интервью, которые автор сумел взять у многих участников событий. Многочисленные ссылки на источники опущены для удобства журнальной публикации.
А у меня два сошкольника в 85 году поступили в Лумамбарий с целью попасть в Афган и привести чеки. По ходу дела, попали. Привезли или нет чеки не знаю, не видел их с тех пор. Почему-то все забывают, что в ДРА ездили еще и за бабками, и за соцлифтами
Комсомол к тому времени был уже мертвой организацией. То, что были фанатики идеи, готовые ехать пропагандистами в Афганистан, не вызывает у меня недоверия к рассказанному в статье. Но еще больше было циников и прагматиков. Однако это говорит лишь о том, что ни учителя советских пропагандистов, ни обучаемые ничего не понимали в существе проблем Афганистана. Они хотели экспортировать якобы социалистическую революцию в страну, живущую в феодальной стране, да еще и раздираемой межнациональными конфликтами. Это, кстати, говорит о том, что Маркс в СССР был извращен до неузнаваемости, сначала Лениным, а потом добит сталинскими эпигонами. По сути слепые попытались вести слепых. Эту притчу замечательно иллюстрировал Питер Брейгель Старший. Вся эта безумная затея кончилась катастрофой. Наша молодежь за выполнение придуманного властью исполнения интернационального долга заплатила более, чем 15 тысячами погибших. Следовало бы добавить к ним потерявших там физическое и душевное здоровье, но такая статистика мне неизвестна, а возможно ее и нет.
По оценкам самого Афганистана и иностранных организаций, в ходе боевых действий погибло порядка 1 млн. жителей страны, как военных, так и мирных жителей.
Если бы мы хотели, имею в виду российские власти, дать своему народу подлинную свободу. Она бы провела изучение афганской войны и на уроках истории в старших классах школы объяснила причины ошибочных действий советской власти и страшные результаты этих ошибок.
Второе, что власть должна была сделать взять на себя настоящую заботу о родителях, потерявших на войне детей, об инвалидах этой войны и ее невольных участников. Война - очень страшная вещь. Об этом есть замечательны строки Юлии Друниной, написанные в 1943 году.
"Я только раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне".