Издательство Corpus переиздает бестселлер «Кто за главного? Свобода воли с точки зрения нейробиологии». Его автор, один из самых известных ученых в области исследований мозга и соавтор термина «когнитивная нейронаука», Майкл Газзанига объясняет, несет ли каждый человек личную ответственность за свои поступки. В книге идет речь об открытии модуля интерпретации, заставляющего нас считать, будто мы действуем по собственной свободной воле и сами принимаем важные решения, но какое отношение нейробиология имеет к идее наказания и правосудию?
С разрешения издательства журнал «Будущее» публикует фрагмент из главы «Мы есть закон», посвященной сложно устанавливаемой — особенно в зале суда — материи, субъективной стороны преступления.
Кто это сделал — я или мой мозг?
Правовая система служит социальным посредником в отношениях между людьми. Нам не следует забывать о динамике конструирования ниш, когда мы пытаемся описать закон и понятия правосудия и наказания, сформированные, в их нынешнем виде, человеческим мозгом, разумом и культурными взаимодействиями. Правовая система разными способами определяет права и обязанности. В большинстве современных обществ исполнение принятых законов обеспечивается совокупностью институтов власти, как и наступление последствий нарушения этих законов. Когда кто‑то преступает закон, это считается посягательством на общество в целом, на государство, а не на отдельного человека. Традиционно американский закон привлекает человека к ответственности за преступные деяния во всех случаях, за исключением тех, когда человек действовал под жестким принуждением (скажем, если к голове его ребенка приставили ружье) или страдает серьезными психическими расстройствами (не способен отличать хорошее от плохого). В США последствия нарушения закона основаны на принципах карательного правосудия: человек привлекается к ответственности за свое преступление, и ему определяют меру наказания по принципу «воздаяние по заслугам».