Юрий Пальмин / ГЭС-2
UPD 29.12.2021 Меньше чем через месяц после открытия ГЭС-2 Тереза Иароччи Мавика покинула пост генерального директора фонда V-A-C, реконструировавшего старейшую московскую электростанцию. По сообщению РБК, Мавика продолжит сотрудничество с фондом по международным проектам, в частности, 59-й Венецианской биеннале, которая откроется в апреле 2022 года.
На Болотной набережной открылась для публики ГЭС-2 — реконструированная архитектором Ренцо Пьяно для фонда V-A-C старейшая московская электростанция, в которой теперь работает Дом культуры. Это не музей или центр искусств, а институция нового формата, где искусство будет не только потребляться, но и создаваться. Микро-открытия ГЭС-2 шли все последние дни, начиная с 1 декабря, когда Москва встала в глухой пробке: вместе с мэром столицы оценить новое место поспешил и президент.
«Новый Бобур»
По понедельникам президент Пятой республики Жорж Помпиду объезжал закрытые в этот день парижские галереи. И в конце концов принял скандальное решение расчистить от старой застройки район Бобур и возвести там предназначенный для современного искусства центр. Открытый уже Валери Жискар д'Эстеном (который, по иронии судьбы, хотел в свое время закрыть проект), центр назвали в честь Помпиду. Вспомнить эту историю уместно и потому, что Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду — не буквальная, но ближайшая аналогия Дома культуры ГЭС-2. А Ренцо Пьяно, реконструировавший московскую электростанцию, построил, вместе с Ричардом Роджерсом, и Центр Помпиду. Говоря, что через 50 лет он «строит новый Бобур», архитектор почти не шутил.
Об архитектурном родстве напоминают трубы, вырастающие между ГЭС-2 и Домом на Набережной. И ожидания не обманывают. Вот и президент Путин явно оценил пронизанное светом пространство, выразил справедливое восхищение и коснулся клавиш рояля. Акустику хотел оценить? В акустике тут можно не сомневаться: над ней в ГЭС-2 работала команда Kahle Acoustics, делавшая звук в спроектированной Жаном Нувелем новой Парижской филармонии.
Глеб Леонов / ГЭС-2
И все здесь соответствует этому уровню — в Москве такого до сих пор не видели. И все впечатляет, от архитектуры до выставок, от ресторанов до зрительного зала-трансформера, библиотеки, помещений для занятий с детьми, квартир для художников-резидентов, открытых платформ, предназначенных для сценических действ и перформансов. Каждая платформа защищена акустическим «колпаком», изолирующим ее от шума Проспекта — главной стометровой оси ГЭС-2.