Дайан Фосси. Фото: wikipedia.org

Дайан Фосси. Фото: wikipedia.org

На Рождество 1985 года Дайан Фосси в шутку подарила коллеге Уэйну Магуайру упаковку презервативов от лица Зиза, самого плодовитого самца из их подопечных, горных горилл. Спустя два дня местные помощники разбудили Магуайра около 6:30 утра, потому что не могли найти Нуармачибеле — «Женщину, живущую в одиночестве на горе», как они называли Фосси. Вместе с перепуганными хуту Магуайр дошел до хижины Дайан. Их бунгало стояли по соседству в исследовательском лагере.

Кто-то вырвал жестяной лист под окном спальни. В помещении царили хаос и разруха. Разгромленная хижина выглядела так, словно по ней прошел ураган. После секундного замешательства потрясенные мужчины осмотрелись: разгребли коробки и мебель, которые загораживали проход между комнатами. Наконец они заметили Дайан — женщина лежала на полу, прислонившись головой и плечом к кровати. В первый момент Магуайра посетила мысль о сердечном приступе, но он сразу же отмел ее. Во-первых, вспомнил о беспорядке в хижине. Во-вторых, заметил рану на голове и глубокий разрез на лице трупа. Через жуткую рану, явно нанесенную мачете, виднелся череп.

Год спустя суд в Руанде заочно признал Уэйна Магуайра виновным в убийстве Дайан Фосси. Предполагаемый преступник предусмотрительно вернулся в Штаты до вынесения приговора. Договора об экстрадиции между странами не существовало, поэтому мужчина остался на свободе. Сам Магуайр настаивал на своей невиновности. Доказательства действительно выглядели надуманно: на месте убийства обнаружили волос, который якобы принадлежал белому человеку, а сам Уэйн по неподтвержденным данным через два месяца после гибели Фосси вынес из ее хижины две коробки с материалами для книги.

Желание украсть исследования коллеги показалось руандийским властям достаточным мотивом, чтобы назначить виновного, но для остального мира жестокое убийство прославленной зоозащитницы осталось нераскрытым. Даже если предположить, что Магуайр враждовал с Фосси, он явно не был самым озлобленным или опасным из ее врагов. За 18 лет жизни и работы в Руанде Дайан запомнилась не только героическими усилиями по изучению и спасению горилл. Представители научного сообщества считали ее методы избыточными, аборигены затаили обиду из-за постоянных унижений.

Мнения о Фосси разделились. Одни считали ее деятельность неоценимой для сохранения природы и хвалили за самоотверженность. Другие вспоминали множество негативных моментов, связанных с работой Дайан в Руанде.

«Она плохо обращалась со всеми, кто ее окружал, — сказал сотрудничавший с Фосси Билл Уэббер. — Это ее и погубило».

Впервые посетившая Африку в 1963-м энергичная женщина под конец жизни вызывала у окружающих гнев или жалость. Однако спустя много лет после смерти она считается легендой зоологии, выдающейся ученой и еще более выдающейся личностью, которая пожертвовала жизнью ради горилл. Ее главная цель состояла в том, чтобы разрушить стереотипы об огромных приматах. Показать, что они не опасные и кровожадные копии Кинг-Конга, а умные и чуткие животные, будущее которых зависит от сознательности и гуманности человека.

Могила Дайан Фосси и некоторых ее питомцев-горилл

Zinkiol/Wikipedia

Можно ли быть одновременно чуткой, сочувствующей, прогрессивной ученой и фанатичной человеконенавистницей? А если да, то как воспринимать научные достижения Фосси в отрыве от ее человеческих качеств? Насколько оправдана тактика «активного сохранения», которую она противопоставляла методам консервативных коллег? Можно ли забывать о недостатках человека, если его наследие до сих пор приносит пользу животным, пострадавшим от невежества и жестокости людей?