Почему мы пытаемся ликвидировать бедность и неравенство с помощью технологий? Что заставляет нас думать, что для этого лишь нужно освоить какую-нибудь цифровую профессию, научиться, скажем, языку программирования? Исследователь из Мэрилендского университета Дэниел Грин доказывает, что простые технологические решения сложных социальных вопросов на практике невозможны, хотя и кажутся притягательно простыми политикам и даже организациям, профессионально борющимся с бедностью. Почему для решения проблемы бедности недостаточно предоставить всем равный доступ к технологиям? Что вообще тогда нужно делать?
Пересказ книги «Обещание доступа. Технологии, неравенство и политическая экономия надежды» (Promise of Access: Technology, Inequality, and the Political Economy of Hope).
Контекст
В 2013 году жители американской столицы увидели новые плакаты, касающиеся трудоустройства. На многих было написано: «Интернет. Твое будущее зависит от него»; на некоторых были фотографии счастливых работников и их история. Например: «Шон прошел курс и за полгода стал сертифицированным специалистом. Теперь он поддерживает компьютерные системы в Управлении по делам малого бизнеса США. Он использует технологии, чтобы помочь людям начать свое дело. Так можешь и ты». Схожие плакаты легко найти и за пределами Вашингтона, и даже США.
В своей книге «Обещание доступа» Дэниел Грин показывает, как такого рода плакаты связаны с сегодняшним союзом технологических компаний и бюрократического аппарата. Они олицетворяют собой подход к социальной поддержке, характерный для неолиберального управления. Этот подход вкратце можно назвать техносолюционизмом, то есть убежденностью, что распространение технологий и рост умения населения работать с ними — ключ к искоренению неравенства и других социальных проблем. Автор, впрочем, предпочитает термин «доктрина доступа» — стремление обеспечить всем гражданам равный доступ к технологиям, не учитывая то, имеет ли проблема технологическое решение.
Основной ингредиент доктрины доступа — представление о «цифровом разрыве» между гражданами как об основной проблеме успешности одних и провалах вторых. Бездомные, безработные и другие незащищенные группы — те, кто не имеет доступа к нужным технологиям, не умеют ими пользоваться, следовательно, доступ к ним в теории должен стать для них окном в новую жизнь. Но реальность не так проста, и многие люди по ту сторону «разрыва» на деле прекрасно ладят с технологиями.
В своем исследовании Дэниел обращается к трем институциям, на первый взгляд имеющих мало общего: стартапу, библиотеке и школе. Доктрина доступа вынуждает общественные организации перестраиваться, в результате чего такие организации все больше напоминают IT-стартап. Однако у таких изменений есть пределы, и организации находятся в постоянном конфликте между экономическими требованиями и стремлением помочь людям, обращающимся в эти организации.