Эта история — о любви пожилой пары с синдромом Дауна из уникальной социальной деревни «Светлана», где свободно живут люди с различными ментальными и физическими особенностями развития вместе с воспитателями и волонтерами. Это место — не интернат и не клиника. Каждый человек ценится как личность, и все трудятся во имя общего блага.
Миня и Таня познакомились в этой деревне и полюбили друг друга. Они заботились и поддерживали один другого, проводили вместе всё свободное время, беспокоились о чувствах и здоровье. Они называли себя мужем и женой. Любовь для них — это не что-то обыденное, а настоящее событие и счастье. Миня и Таня работали вместе в пекарне, помогали другим готовить и прибираться, участвовали в любительских спектаклях, занимались рисованием. Многие думают, будто люди с синдромом Дауна не умеют любить, что они не понимают, что это такое. Но это не так — на самом деле, любовь не знает границ.
История состоит из двух частей. Первая часть — это мои фотографии, а вторая — изображения, снятые Татьяной. Я научила её фотографировать на полароид, и Татьяна снимала то, что её окружало и что ей было интересно, а я не вмешивалась в процесс и не контролировала. Мы были одной командой, где у каждого был голос.
Татьяна умерла весной прошлого года из-за коронавируса.
Таня приехала в «Светлану» из деревни «Потанино» Ленинградской области, где ухаживала за своей мамой до самой её смерти. Татьяна была хозяйственной и самостоятельной, упрямой и позитивной. Для нее главным было, чтобы смотрели добрыми глазами и улыбались. Она очень любила рисовать и до «Светланы» в основном срисовывала через копирку, а в деревне научилась писать работы без неё. Ещё она любила работать, особенно в пекарне. Когда Таня приехала в деревню «Светлана», на второй или третий день некоторым жителям было понятно, что она с Миней надолго и что это — любовь.
Миня живет в деревне с самого её начала, больше 20 лет. Все это время он придумывал и записывал документы, где представлялся президентом «Светланы», а после зачитывал их всем вслух. Ему было важно чувствовать себя деловым и значимым человеком. Слово «документ» для него обладало магией. В своих тетрадях он пишет о том, как устроена деревня и кто в ней живет, где работают жители. Такая вот своеобразная книга учета. Миня всегда говорил, что он «не такой», имея ввиду, что он не инвалид и что очень важно чувствовать себя не исключённым из общества и достойным человеком.
Миня и Таня постоянно проводили вместе время. Они любили просыпаться и засыпать рядом, держаться за руки и ощущать присутствие друг друга. Они были очень тактильными и открыто проявляли свои чувства. Сначала они жили в разных комнатах, но Таня понемногу стала перетаскивать вещи к Мине, и так они доказывали свое право жить вместе. Они были всегда заодно, но, конечно, не обходилось без мелких неурядиц. Таня любила все прибирать и поддерживала в комнате порядок, а Миня часто переставлял вещи. Она злилась, а он думал, что так ей помогает. У Мини уже начала развиваться деменция, и это влияло на его поведение.
Таня мечтала об электрическом чайнике в комнате, но из-за соображений безопасности это не разрешалось в деревне. Она любила пить крепкий черный чай, и у нее всегда были запасы в шкафчике. Вместе с Миней они плохо засыпали из-за возраста, и иногда пили чай даже ночью. Для Тани наличие шести полных чашечек чая в шкафу означало статус «богатого человека».
Самой большой мечтой Мини и Тани была свадьба. Они ездили в ЗАГС вместе с одной из жительниц, получили разрешение от опекунов. Тане было важно официальное признание, что они с Миней муж и жена, ей хотелось показать внешнему миру, что они пара и семья. Поэтому они носили кольца, правда, часто их теряли, а потом находили новые. Иногда кто-то дарил, а иногда покупал. У Тани даже оказалась завистница из числа жительниц деревни. Однажды Таня поехала в магазин и купила себе подвенечное платье, но потом одна из девушек в деревне украла его и выкинула. Платье так и не нашли.
Но до женитьбы, к сожалению, дело так и не дошло. Последовала череда болезней. Сначала заболел Миня, потом его мама, потом Таню положили в больницу на целый год. Затем начался ковид —здоровье стало важнее.
Миня потерял сначала маму, а потом и Таню из-за коронавируса. Ей было 56 лет. Сейчас иногда кто-нибудь из жителей заходит к нему в комнату и видит, как он сидит и плачет, а потом все снова становится нормально. Его очень поддерживают друзья из деревни — например, часто приходит подруга Наташа, то приобнимет, то посидит рядом. Вся его комната сейчас увешана фотографиями Тани и его мамы, его друзей. Он часто их перевешивает и меняет местами.