Продолжаем рассказывать о том, какие места изображены на знаменитых русских картинах. На этот раз Исаак Левитан и Владимир Маковский. Кстати, есть один очень полезный лайфхак: если вы видите в галерее картину Маковского, посмотрите внимательно на имя художника. Дело в том, что художников Маковских много. Три брата: Владимир (самый знаменитый, последовательный передвижник, мастер социально заостренных жанровых сцен) — об одной из его картин мы и будем говорить, Константин (не слишком интересный салонный художник-академист, который внезапно поменял стиль и стал буквально первым русским импрессионистом), Николай (рисовал в основном городские пейзажи). Кроме того, у них есть еще и сестра Александра — тоже художница. Ни и наконец, в музеях, в том числе в Русском музее Санкт-Петербурга, часто попадаются и картины сына Владимира Маковского Александра. Будьте внимательны, было бы полезно их не путать.
Впрочем, давайте разбираться с картинами. И начнем как раз с Владимира Маковского
Владимир Маковский. «На бульваре»
Владимир Маковский. На бульваре, 1886–1887. Государственная Третьяковская галерея
Это, наверное, самая знаменитая картина Владимира Маковского. И безусловно одна из лучших.
Бытовая сценка. Молодая деревенская пара в воскресный день (у парня выходной и он одет в праздничную красную рубаху) сидит в большом городе (очевидно, это Москва) на бульваре. Проводят время вместе, развлекаются игрой на гармошке. Мы видим, что они вместе, видим, что одеты празднично, видим, что парень играет на гармошке, но ни праздника, ни развлечения, ни даже совместности тут совсем никакой нет. А есть только тотальная непроходимая разобщенность и отчужденность. Всего и вся. Отчужденность их друг от друга. Их отчужденность от окружающего города. Даже от своей гармошки парень глубоко отчужден…
Они чужие здесь, совсем чужие. Герои — их лица и одежда нарисованы четко и контрастно, а все окружающее их городское пространство размыто и импрессионистично. Но в этом размытом, непонятном и бесконечном городе они тоже стали предельно далеки друг от друга. Перед нами буквально катастрофа тотального отчуждения, созданная тем самым милым и вполне уютным пространством за их спиной.
Какая прелесть, спасибо)
Как я только могла пропустить первую часть...
Очень ждём Кустодиева
И отдельное спасибо цифровой команде - не знаю, когда уж сделали, но изображения УВЕЛИЧИВАЮТСЯ в приложении, счастье-то какое)
На картине Левитана очевидно не лодка поперек реки, а паром. А люди на том берегу ждут прибытия парома - все просто, вполне бытовая сцена.
Да, видимо, это паром (хотя сам Левитан писал, что плавал к монастырю и в окрестностях монастыря на лодках). Но сам факт того что это паром и бытовая сценка никак не меняет основного принципа организации пространства картины - статики. Художник не копирует реальность, которую видит, а создает ...