Мы начинаем цикл статей «Русская живопись глазами современного туриста». И это не про музеи, а про те места, которые изображены на знаменитых картинах. Церковь на заднем плане, дворик, дом — иногда это условное пространство, но часто вполне конкретные места. Что-то сохранилось до сих пор, что-то теперь выглядит совсем по другому, а где-то не осталось ничего (к печали, будет и такое).
Алексей Саврасов. «Грачи Прилетели».
Алексей Саврасов. «Грачи прилетели». 1871 год. Государственная Третьяковская галерея
Одна из главных русских картин, а для XIX века — так уж точно. Вроде бы просто пейзаж с птицами, церковью и деревенскими домами. А присмотришься — и видишь полноценный русский космос, буквально трактат о русском мире, русской жизни. Радостный и жизнеутверждающий, даром что березы все изогнуты и изломаны, избы покосились, снег серый, а вокруг до бесконечного горизонта только грязь и слякоть. Кстати, избы, может, и покосились, и вообще все либо голо, либо прижато к земле, вдавлено в нее, но в этом мире есть и свой стержень, своя ясная и четкая вертикаль — церковь с колокольней. Она тоже не так, чтобы величественна и нарядна, — ее купола скорее чернеют, а цвет не то чтобы ярко белый, скорее сродни снегу (ну, может, чуть белее и ярче). Но стоит она прямо и сквозь окружающую мрачность организует пространство. А там уже эту вертикаль, которую держит церковь, продолжает дымок, поднимающийся из избы, сливаясь с проблесками воды и ясного неба.
И церковь эта, знакомая нам с детства по иллюстрациям из учебников, реально существует. Стоит тут до сих пор и в общем почти не изменилась. Это храм Воскресения Господня в селе Сусанино Костромской области (60 км. от Костромы).
Там на современной фотографии Храма Спаса на Песках в левом верхнем углу выглядывает из-за крыш Храм Христа Спасителя. А вот на картину Поленова он не попал, хоть и вроде уже был построен тогда.
а что там за здание на этой фотке в зеленым куполом и колоннадой под ним? Это и есть та сталинка вместо церкви Николая Чудотворца?
Да, Храм Христа Спасителя был уже построен к тому времени, но на картине Поленов его нет и не должно быть - и дело не только в том, что тут совсем другой угол и вид загораживают окружающие здания, но и в той пасторальной логике, в которой Поленов организует пространство. В мире Поленовской Москвы просто нет места Храму Христа Спасителя...
А здание с зеленым куполом это сталинский Дворец Здоровья (сейчас Поликлиника №1 управления делами Президента РФ).. и он не на Арбате, а за ним в переулке Сивцев Вражек
Спасибо.
Это и правда русский космос, во всяком случае воспринимается как нечто онтологическое. Неслучайно вдруг возникает как скрытая цитата в "Мастере и Маргарите" при описании сна героини в 19-й главе: "Приснилась неизвестная Маргарите местность – безнадежная, унылая, под пасмурным небом ранней весны. Приснилось это клочковатое бегущее серенькое небо, а под ним беззвучная стая грачей. Какой-то корявый мостик. Под ним мутная весенняя речонка, безрадостные, нищенские, полуголые деревья, одинокая осина...". И ощущение бепросветности то же самое: "Неживое все кругом какое-то и до того унылое, что так и тянет повеситься на этой осине у мостика. Ни дуновения ветерка, ни шевеления облака и ни живой души. Вот адское место для живого человека!" Хотя церкви в этом романном пейзаже нет.
почему-то думала, что Саврасов рисовал в Судиславле, Костромской области. Там стоит похожий храм и просторы похожи... проезжаем через этот городок по дороге в Щелыково ( и не перестаем удивляться стоящему на главной площади памятнику вождю мирового пролетариата).
"это задворки новоарабских высоток"...долго думала, что это за высотки такие)
Ну книжки, стоящие вдоль проспекта
Нет-нет, просто написано "арабских" - забавная опечатка =)
А что в ней радостного и жизнеутверждающего? "Тоска и безнадега" - вот подходящее название для картины "Грачи прилетели". С детства в учебниках эта картина никаких радостных ассоциаций не вызывала. Проблеск весеннего солнца, если кто заметил, то он не доминирует в картине, он, скорее, украшает, дополняет эту панораму природно-исторической тоски и безнадеги.
Вот только собрался написать то же самое, ну просто слово в слово.
У меня " Грачи" тоже всегда вызывали именно тоску и безнадёгу.
При том, что это, конечно, шедевр.
Название не заметили? Раз грачи, значит весна уже точно здесь, зима позади, эта вся грязь скоро стает, будет тепло, солнце... здесь все вперед и к радости нацелено, даром что прямо сейчас еще вот так,как есть.
Ну прямо какие-то банальные вещи приходится писать. Но тут уж такое дело - если не почувствовал сам, значит объяснения вряд ли помогут почувствовать
Название не только заметил, но и знаю наизусть, как и все выпускники советской средней школы. Только вот радостью, теплом и надеждой от нее не веет. Если бы был изображен более солнечный день, то вполне бы такие чувства возникли. Но это еще ранняя весна, поэтому картина типичная для этого времени в деревне. Зимой бывают более радостные и теплые деньки. Межсезонье оно такое в России, тоскливое по определению, объяснять тут ничего не нужно человеку, который тут родился и прожил на невском "болоте" с низким серым небом - "грязной ватой" над головой большую часть жизни...
Да, да, тоска, но не беспросветность!!! Потому что вся картина нарисована именно про эти просветы и через эти просветы... Просветы на небе (самые заметные), просветы воды на темно-серо-коричневом фоне. Игра белого и серого в цвете снега и церкви. Тот самый дымок, про который я написал. Грачи - прилетели, весна скоро. Да, в этих просветах не только жизнеутверждающая надежда, но и мрачная ирония, но таков русский мир, таков русский космос.