Мы начинаем цикл статей «Русская живопись глазами современного туриста». И это не про музеи, а про те места, которые изображены на знаменитых картинах. Церковь на заднем плане, дворик, дом — иногда это условное пространство, но часто вполне конкретные места. Что-то сохранилось до сих пор, что-то теперь выглядит совсем по другому, а где-то не осталось ничего (к печали, будет и такое).
Алексей Саврасов. «Грачи Прилетели».
Одна из главных русских картин, а для XIX века — так уж точно. Вроде бы просто пейзаж с птицами, церковью и деревенскими домами. А присмотришься — и видишь полноценный русский космос, буквально трактат о русском мире, русской жизни. Радостный и жизнеутверждающий, даром что березы все изогнуты и изломаны, избы покосились, снег серый, а вокруг до бесконечного горизонта только грязь и слякоть. Кстати, избы, может, и покосились, и вообще все либо голо, либо прижато к земле, вдавлено в нее, но в этом мире есть и свой стержень, своя ясная и четкая вертикаль — церковь с колокольней. Она тоже не так, чтобы величественна и нарядна, — ее купола скорее чернеют, а цвет не то чтобы ярко белый, скорее сродни снегу (ну, может, чуть белее и ярче). Но стоит она прямо и сквозь окружающую мрачность организует пространство. А там уже эту вертикаль, которую держит церковь, продолжает дымок, поднимающийся из избы, сливаясь с проблесками воды и ясного неба.
И церковь эта, знакомая нам с детства по иллюстрациям из учебников, реально существует. Стоит тут до сих пор и в общем почти не изменилась. Это храм Воскресения Господня в селе Сусанино Костромской области (60 км. от Костромы).