Кустодиев придумал свой русский мир. Яркий, красочный, праздничный, дородный, местами залихватский. А еще этот мир глубоко ироничный. Ирония — основа этого мира, такая же, как праздничность и яркость. Именно из иронии рождается у Кустодиева жизнеутверждающее начало. Именно через иронию соединяются сказка и реальность. Это делает Россию, созданную Кустодиевым, одновременно абсолютно реальной и полностью выдуманной.
В 1909 году у художника начинаются большие проблемы со здоровьем. Опухоль спинного мозга. Он активно лечится, в том числе за границей, но ничего не помогает. Боли усиливаются, отказывают руки. В 1916 году после операции удается вернуть подвижность рук, но проблемы переходят на ноги. В 1917 году он оказывается практически прикован к постели. В том же 1917 году происходит революция, которая буквально уничтожает Россию Кустодиева, ту реальность, на которую он опирался, создавая свою сказку. Революция, голод, Гражданская война, советская власть — какой тут праздник, какая яркость, какие дородность и красочность. Но не для Кустодиева. Страшная болезнь и крушение привычного уклада делают его художественный мир еще более ярким и жизнеутверждающим. Он словно бы настаивает: его Россия неподвластна ни революциям, ни болезням, ни любым катаклизмам.
И этот кустодиевский мир совсем не похож на любые варианты сказочной Руси — это городская цивилизация, где пространство насыщено красками, людьми, зданиями. Все действо русской жизни происходит на фоне городского пейзажа. На фоне лавок, домов и церквей. Особенно церквей. Церкви — главный и непременный элемент картин Кустодиева. Причем если люди (их лица, одежда, движения), лавки (с нарочито большими вывесками) и даже дома находятся полностью в пространстве художественной иронии, то церкви практически исключены из этой логики. Они являются знаком реальности, важнейшим ее элементом. Организующим началом, основанием для праздника.
Борис Кустодиев «Русская Венера». Из собрания Нижегородского государственного художественного музея.
Церкви есть практически на всех картинах Кустодиева. Даже там, где, казалось бы, им нет места вовсе. Вот знаменитая «Русская Венера». Если присмотреться, то увидим в предбаннике окно, а за окном — русский провинциальный город и, конечно же, церкви.
И да, несмотря на то, что реальность у Кустодиева сказочная, а последние 10 лет жизни он буквально не выходил из дома — но на его картинах церкви чаще всего вовсе не условные, а вполне конкретные. И узнаваемые. Бывает, конечно, что Кустодиев насыщает пейзаж условными зданиями и церквями (как на всех своих «Масленицах», например), но чаще всего отталкивается от реального пейзажа и реальных церквей.
Замечательный художник. Спасибо за рассказ о нем и за представленные картины. Однако же как тяжело ему приходилось работать: и болезнь, и бедность преодолевал. Для "Русской Венеры" у него не было холста. Написал ее в 1925-26 гг., на обороте другой своей картины "На террасе" (1906 год, где изобразил свою семью). Не хотела власть о нем позаботиться, и на лечение за границу вовремя не выпустила, а в 1927 художник умер.
Наконец-то долгожданный Кустодиев)
Ждём продолжения!
"Вот знаменитая «Русская Венера». Если присмотреться, то увидим в предбаннике окно, а за окном — русский провинциальный город и, конечно же, церкви."
Сейчас бы на двушечку присел за оскорбление чувств имитирующих
Еще бы - к попам попом повернулась, еще и смеется, явно преднамеренно и с умыслом :).
Спасибо за статью, очень интересно, с любовью и прямо-таки вкусно написано.
.
Я не так уж мало видел картин Кустодиева, а, поди ж ты, не обращал внимания на прямо-таки бьющее в глаза: насколько он "церквоцентричен"!
.
И никак невозможно не упомянуть: самая ироничная картина Кустодиева - это "Большевик", который если ростом и немного поменьше церкви будет, то уж полотнище евонное площадью своей церковь явно превосходит :-)!
Мне кажется, там скорее ужас от пришедшего Большого Хама.
Картина замечательная, думаю, не любил художник большевиков, но вроде бы льстил им. Тут каждый волен свою интерпретацию дать, однако любви у власти художник не снискал.
Да, такая интерпретация тоже очень даже возможна.