Казалось бы, что может быть более русским, чем зима. Зима все-таки тут в России не кратковременная забава или напасть, а полноценная треть годового цикла, треть нашей жизни и видимого нами мира. Однако русский образ зимы в живописи появляется очень поздно и под очевидным влиянием европейцев.
В древнерусской живописи никакой зимы не было вовсе. Иконы создавали картины горнего мира, а все основные библейские сюжеты относятся к событиям в тех местах (Палестина, Византия), где зимы и снега просто не бывает. При желании можно, конечно, пронзительный белый фон русских икон XV-XVI веков как-то соотнести с зимой и особым ощущением белого цвета русскими иконописцами, но это в любом случае будет большой натяжкой — хотя этот самый белый фон и правда пронзителен и уникален. Полноценная русская зима в русской живописи появляется только в XIX веке.
Впрочем, пусть поздно и под очевидным влиянием, но когда этот образ русской зимы появляется, то становится очень мощным и разнообразным выражением русской картины мира. Зима все таки. Русская зима.
Зима как праздник
Борис Кустодиев. «Масленица», 1916 г. Государственная Третьяковская галерея
Яркие краски, толпы людей, лихие тройки (пары, одиночки), шубы, кушаки, шапки, платки, румяные щеки. Белый снег, яркое, пронизанное светом, небо, купола церквей и шпили колоколен. Это русская зима. Это русский мир. Что бы ни происходило с Россией и миром.
Свою первую масленицу Кустодиев написал в 1916 году. А потом еще одну в 1919-м, а следующую в 1920. 1919! Какой праздник, какие гулянья? Но образ зимы, образ русского мира, связанный с зимой, сильнее любой событийности, любых катастроф и катаклизмов.
Замечательная подборка картин. Но наши художники писали все времена года. Поэты, кстати тоже. Вот только у Пушкина о зиме: "Мороз и солнце; день чудесный!", "Зима! Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь".
А в его прекрасном стихотворении "Осень" там все времена года описаны, вот вторая строфа из него.
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен,
Люблю ее снега; в присутствии луны
Как легкий бег саней с подругой быстр и волен,
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмет, пылая и дрожа!
ну как раз в поэзии Зима осмысленна во всех возможных концептах куда раньше чем в живописи. Как вы верно пишете, один Пушкин чего стоит. И не только "мороз и солнце" и прочая радость жизни, но так же у него и "Бесы" и та же, процитированная мною "Зимняя дорога" и много всего разного вплоть до "Буря мглою небо кроет"...
Да, да! Совершенно верно. У Пушкина прекрасные стихи о зиме. И вообще с годами ценишь его все больше и больше.
У меня остались картины моего двоюродного деда. Он был самоучкой пейзажистом, моя школьная подруга, ставшая художником-реставратором, увидев их, была в восторге, назвала профессиональными. У него много зимних пейзажей. Всегда они меня радуют. Особенно та, на которой опушка в туманной дымке.
Различие между двумя русскими зимами (весёлая и нарядная vs угрюмая и безжизненная) - в морозе и солнце, либо их отсутствии. Небо либо яркое и высокое, либо свинцовое и тяжелое, низкое. Снег либо лёгкий и хрустящий, либо мокрый и тяжёлый. Это сводится к погоде, как отражению настроения, состояния души.
За окном плывут серые облака, вместо пушистого снега скользский наст,зима уже надоела,хотя только-только началась. Скорей бы лето.
Мне зима нравится - декабрь своей динамичностью (конец года), январь - расслабленностью и обещанием хорошего года. Вот февраль уже какой-то непонятный.
"Масленица" Кустодиева 1919 г. и "Зима ..." Коровина 1930 г. - это, скорее, идеализация и романтизация безвозвратно ушедших времён ("Verklaerung" в нерелигиозном значении данного слова) и "России, которую мы потеряли", некий "Град Китеж" в зимних условиях. Тоска по исчезнувшему ... Почему-то сразу вспомнилось описание НОЧНОЙ русской зимы в рассказе "Весна в Фиалте" В. В. Набокова.
Ну он (Кустодиев) и до революции так же русскую Зиму рисовал. И до паралича, который приковал его к креслу. Но да идея безвозвратно ушедших времен - тут, конечно, очень важна