События в Казахстане будут еще какое-то время осмысляться и обсуждаться не только там, но и в российском и вообще русскоязычном интернете. Вполне понятно, почему: Казахстан — это бывший СССР, а в этой части мира не так часто происходят уличные протесты. Да и Россия вместе с Беларусью и другими членами ОДКБ влезла в эту историю гораздо глубже, чем можно было ожидать.
Вокруг ситуации в Казахстане остается еще много вопросов, и ответы на некоторые из них мы можем вообще никогда не узнать. Но уже сейчас стоит поговорить о том, как развитие событий в этой стране вскрыло давно назревшую проблему примитивизации и радикализации политической полемики и формирования новостной повестки. Истоки ее понятны: социальные сети настолько понизили требования к претендующему на экспертность в каком-либо вопросе спикеру, что создалось положение, описываемое поговоркой «в поле каждый суслик — агроном». При этом никаких критериев, которые позволили бы удостовериться, что вещающий сведущ в обсуждаемом предмете, просто не существует: готовность что-нибудь сказать или написать в наше время уже воспринимаются как доказательство осведомленности. Как результат, вместо информации о реальном положении дел и сути происходящего мы получаем поток хлестких фразочек, громких лозунгов, мемов и скоропалительных выводов, в котором зачастую вообще невозможно выловить хоть какие-то факты и отличить их от домыслов.
В итоге, сложные и драматические процессы в незнакомых нам странах сначала кажутся простыми и понятными, а потом вдруг все кончается совсем не так, как нам обещали и как вроде бы следовало из логики происходящего. При этом вчерашние эксперты по Казахстану уже заняты чем-то еще, и публика слушает их с тем же вниманием, не задавая неудобных вопросов по поводу несбывшихся прогнозов и оказавшихся откровенно вздорными построений.
Казалось бы, на пути этого мутного потока должны встать СМИ, где вроде как есть редакции и редакторы, которые теоретически способны отбирать имеющее хоть какую-то ценность от лишенного всякого смысла пустословия. Но СМИ в наше время конкурируют за внимание публики с теми же социальными сетями и потому им не до проверок компетентности — срочно нужны комментаторы, главное требование к которым — говорить уверенно и безапелляционно, так что в эти горячие дни попасть в какой-нибудь эфир с рассуждениями о Казахстане любой степени бессмысленности было легче легкого.
Что это было?
Казахстану в январе 2022 года особенно «повезло»: на фоне затянувшейся сверх всякой меры российско-украинской драмы и протестов в Беларуси январские протесты попали на подготовленную почву. И российская государственная пропаганда, и украинская, и белорусские и российские оппозиционные ресурсы готовились освещать российско-украинский конфликт, а когда вместо его обострения случились волнения в Казахстане, туда все и побежали — с готовыми заготовками про майдан, агрессию, народную революцию, диктатуру, террористов, свободу, порядок, противостояние хаосу, «Путин всех переиграл/опять проиграл» и т.д.