
"Неандертальская флейта" из медвежьей кости, найденная в пещере Дивье Бабе (Словения), считается самым древним известным музыкальным инструментом в мире (ок. 43 тыс. лет назад). Впрочем, некоторые ученые предполагают, что отверстия на куске кости имеют естественное происхождение: это следы клыков хищника, а не творение рук человеческих
Фото: Narodni muzej Slovenije
«Доктор Гассер явно хорошо повеселился, пытаясь разобраться, «почему вам это нравится», а значит, его читатели тоже получат удовольствие, — пишет известная американская психолог и ученая-когнитивист Элизабет Маргулис в отзыве на книгу Нолана Гассера «Почему вам это нравится? Наука и культура музыкального вкуса» (русский перевод выходит в январе в ИД Азбука-Аттикус). — Ни сложная наука о музыкальных предпочтениях, ни тонкости музыкальной теории не мешают ему излагать историю музыкального вкуса простым, доступным и заразительно увлекательным языком».
Лучше, пожалуй, и не скажешь. Надо лишь добавить, что американский композитор, пианист и музыковед Нолан Гассер (Nolan Gasser) знает о музыкальных вкусах и предпочтениях чуть более, чем всё: в начале 2000-х, будучи главным музыковедом интернет-радио Pandora (одного из первых музыкальных стриминговых сервисов), Гассер стал основным идеологом проекта «Музыкальный геном» (Music Genome Project) — первой продвинутой системы музыкальных рекомендаций, основанной на анализе музыкальных предпочтений пользователя.
Впрочем, мы выбрали для публикации фрагмент из главы «Эволюция музыкально вкуса: музыка и антропология», в которой рассказывается не о современности, а о седой древности: когда возникла музыка и зачем вообще она понадобилась нашим первобытным предкам и родичам?
Первые инструменталисты
Начать хорошо бы с вопроса: была ли музыкальность всегда свойственна нам как виду? Если нет, то когда и как мы начали создавать музыку? И, если уж на то пошло, почему? Конечно, на заре появления Homo sapiens — около 200 000 лет назад — ни магнитофонов, ни iPhone не было. Возраст археологических находок, которые даже в самых смелых предположениях можно связать с музыкой, — максимум 100 000 лет, а убедительные доказательства есть только для половины этого срока. То есть в области поиска истоков музыки существует множество тайн, что, в свою очередь, приводит к большому количеству спекулятивных соображений и острым научным дискуссиям. А это так интересно!
Интересно, но не более, чем гипотеза (о пении). Почему-то вспомнил Крылова: "Ты всё пела? Это дело: Так пойди же попляши!" Кстати, хороший вопрос: когда наши древние предки стали танцевать? )).
"...только около 125 000 лет назад мы отважились выйти за пределы нашей колыбели в Восточной Африке, однако эта попытка была неудачной. По-видимому, наши самые ранние предки были еще недостаточно готовы к тому, чтобы вытеснить гораздо более сильных, хотя и менее разумных неандертальцев".
= = =
А неандертальцы откуда "вышли", если не из Восточной Африки? С Атлантиды? С Марса?
ну да, был какой-то общий предок, от которого произошел "человек предшествующий", а от него в свою очередь пошли сапиенсы, неандертальцы и денисовцы, и от этого же предка, но по другой ветви произошли гориллы и шимпанзе. А откуда вообще все началось, может и с Марса.. залетело что-то к нам...
В Европе вроде как они и появились.
Ещё одна важная деталь - воспроизводимость информации. Песни очень хорошо запоминаются, так как рифмованные слова и музыка складываются, как пазл. Таким образом можно передавать забавные истории, но вряд ли кто-нибудь стал бы петь: "Осторожно, лев!".
Кстати, эту фразу : «Идите охотиться на зайца, которого я видел пять минут назад за камнем на вершине холма» вполне можно воспроизвести жестами и мимикой без слов. Очень легко, попробуйте....вот только понятие "минута" на заре человечества вряд ли было....
Существуют так называемые тональные языки, где музыкальный тон каждого слова или морфемы ( не путать с интонацией) играет смыслоразличительную роль. Например, во вьетнамском языке 6 музыкальных тонов. То есть фактически они поют или, как когда -то кто - то сказал, "щебечут как птички".