Фото: Bundesarchiv
Главные герои документальной книги Эрика Ларсона «В саду чудовищ: любовь и террор в гитлеровском Берлине» (выходит в марте в издательстве Альпина Паблишер) — американский дипломат Уильям Додд, в 1933 году (год прихода Гитлера к власти) назначенный послом США в Берлине, и его дочь, светская львица, которая поначалу восхищалась гитлеровским режимом.
Впрочем, это восхищение разделяли многие (хотя и не все) иностранные дипломаты, туристы и прочие сторонние наблюдатели, наслаждавшиеся соблазнами Берлина летом 1933 года — не говоря уже о миллионах немцев, с упоением отдававших друг другу нацистское приветствие и увлеченно строчивших доносы на соседей.
Немедленно после прихода к власти нацисты приступили к идеологической и политической унификации — Gleichschaltung (дословно этот нацистский неологизм можно перевести как «равное [для всех] включение»). Целью гляйхшальтунг было обеспечение полной лояльности режиму и готовности выполнять все директивы нацистской партии.
При этом речь шла не о каком-то банальном послушании, а об искреннем энтузиазме, поэтому особый упор делался на самоконтроль (досл. «самовключение» —Selbstgleichschaltung) — граждане должны были самостоятельно и деятельно контролировать и пресекать любые оппозиционные поползновения в собственных рядах.
Этот процесс шел с огромной скоростью, однако во многом оставался незамеченным для сторонних наблюдателей, которые в лучшем случае относились к «причудам» нацистов с иронией. Об этом — в отрывке из главы «Соблазны Берлина», который мы публикуем с любезного разрешения издательства.
Эрик Ларсон — американский писатель и журналист, автор нескольких бестселлеров на темы истории XX века. По-русски выходили его книги «Мертвый след. Последний вояж "Лузитании"» и «Страх и надежда: как Черчилль спас Британию от катастрофы».
Спасибо, очень интересно.
Вот и мы потихоньку движемся в состояние запрета на свободомыслие, погружаясь в цензуру и возрождение агитпропа, в систему доносов, поиска и привлечения к ответственности за инакомыслие. Уже создана правовая база для осуждения людей, осмеливающихся на изложение мыслей, которые не нравятся власти.
По сути, атеизм оскорбляет чувства верующих, а это уже статья в УК. Такое светское у нас государство.
P.S. Прочитал в Википедии, что лежало в основе нацистской идеологии под названием "гляйхшальтунг". Сверхзадачей гляйхшальтунга было создание общества, лояльного режиму, готового следовать указаниям правящей верхушки и, кроме того, осуществляющего самоконтроль — малейшее проявление оппозиционных настроений должно было пресекаться без каких-либо указаний сверху. У нас это скрепы и заветы предков, заложенные в "Основы духовных и нравственных ценностей".
Чтение стихов Хармса со школьниками уже подозрительно. То ли еще будет...
Гляйхшальтунг … этим все сказано
Упс.. а где комментарии..