Издательство «Альпина нон-фикшн» в марте публикует книгу американской исследовательницы Санхи Ли (написана в соавторстве с Синъён Юн) «Близкие контакты далеких предков: Как эволюционировал наш вид». Работа поднимает целый ряд проблем биологической антропологии — от репродуктивной стратегии ископаемых гоминин и приматов в целом и возникновения осознанного отцовства до увеличения продолжительности человеческой жизни в процессе эволюции.

С любезного разрешения издательства предлагаем вашему вниманию главу 21-ю «Семь миллиардов человек — одна раса?».

Одна из самых чувствительных и дискуссионных тем в антропологии связана с понятием расы. Может быть, наше общество уже пришло к выводу, что все люди мира принадлежат к одной расе, и, следовательно, вопрос закрыт? Увы, это не так. Он до сих пор горячо обсуждается, и продолжающиеся исследования так и не устранили расхождение точек зрения. Наши представления о 7 млрд (и число это будет расти) человек на Земле еще только предстоит радикально пересмотреть.

Трудно сказать, где и когда возникло понятие расы. На протяжении долгой истории человечества то одна, то другая его группа не раз объявляла себя «людьми», а всех остальных недочеловеками и «варварами». Свидетельства этого обнаруживаются в письменных источниках всего мира и даже у социумов, не знающих письменности.

Современное понятие расы в том виде, в котором оно часто используется сегодня, возникло в последние два столетия. Европейцы, исследуя мир в XV и XVI вв., «открыли» Новый Свет и «заселили» его. К 1859 г., когда Дарвин опубликовал книгу «Происхождение видов», в Европе было широко известно, что в Африке, Юго-Восточной Азии, Австралии, Северной и Южной Америке живут люди, непохожие на европейцев. Европейцы спорили, можно ли считать их в полной мере «людьми», и пришли к системе трех рас — белой (европейцы), черной (африканцы) и желтой (азиаты), а также разделили аборигенов на этнические группы: малайцы, американские индейцы и т. д.

В XIX и XX вв. шли споры о биологическом значении рас. Согласно самой радикальной точке зрения расы — это разные биологические виды, а следовательно, в мире существуют три вида людей. Она подразумевала, что представители любой другой, неевропейской / белой расы не являются людьми и что у разных рас не может быть общего потомства (благополучно игнорируя многочисленных полукровок, рождавшихся вследствие насилия белых плантаторов над африканскими рабынями).

По мере увеличения числа европейцев, посещавших разные уголки мира, стремительно росло разнообразие людей, которых они видели. Возникла мысль, что рас больше чем три. Сколько именно — пять, семь? На рубеже XIX и XX вв. всплеск популярности евгеники и интереса к расовой чистоте побудил некоторых европейских исследователей посвятить себя поиску ответа на этот вопрос.