Антивоенный митинг в Вашингтоне, 1971 год

Антивоенный митинг в Вашингтоне, 1971 год

Ken Hawkins/ZUMAPRESS.com/Global Look Press

Классику военной стратегии полулегендарному китайцу Сунь-Цзы приписывают изречение: «Война любит победу и не любит продолжительности». Предположительно живший в VI веке до нашей эры полководец учил, что по-настоящему выигрышную кампанию нужно просчитывать заранее, чтобы минимизировать возможные потери, иначе даже номинальная победа окажется бессмысленной.

На деле лидеры из разных стран в разные эпохи забывали про эти мудрые слова. При планировании войн политики и военные в погоне за сомнительными целями часто руководствовались взятыми с потолка данными. Это приводило многие великие государства к позорным поражениям в войнах против, на первый взгляд, не самых сильных противников.

В новейшей истории ярким примером подобного остается участие США во Вьетнамской войне. Причем признанию американскими политиками и офицерами своих неудач во многом поспособствовало общественное мнение. К 1970-м антивоенные настроения среди граждан стали доминирующими, при том что за несколько лет до этого пацифистов травили как предателей и даже новых гитлеровцев.

Химеры от геополитики

Советская, а затем и российская историография часто характеризует действия американских войск во Вьетнаме в 1965–1973 годах как интервенцию или агрессию. С точки зрения самих США тех лет ни о какой захватнической войне не шло и речи. Их армия всего лишь помогала своим союзникам отражать нападения недругов-соседей.

Дело в том, что в 1954–1976 годах одновременно существовали два вьетнамских государства. Это стало компромиссным итогом предшествовавшей девятилетней войны за независимость от Франции. Прокоммунистическое движение Вьетминь разбило европейцев на полях битв, но не добилось полной политической победы. В 1954 году на мирной Женевской конференции, во многом под нажимом США, дипломаты разделили страну на манер Кореи. Север стал прокоммунистической Демократической республикой Вьетнам (ДРВ) со столицей в Ханое. Южные провинции перешли под власть бывших профранцузских деятелей из Республики Вьетнам.

Авторы соглашения представляли раздел азиатской страны временным. Предполагалось, что в течение двух лет состоятся общенациональные выборы и Вьетнам снова станет единым. Но южные элиты боялись победы коммунистов на голосовании и нарушили условия соглашений. В 1955 году США поддержали приход к власти в Южном Вьетнаме крайнего консерватора Нго Динь Зьема. Он свернул подготовку к общенациональным выборам и воссоединению страны.

В условиях холодной войны американцы уделяли Вьетнаму преувеличенное значение. Это объяснялось геополитическими представлениями: под них даже подвели спорную «теорию домино». Авторы концепции считали именно Восточную Азию ключевым регионом в противостоянии США мировому коммунизму. Мол, Вашингтон и так уже потерял здесь континентальный Китай, затем половину Кореи, а американское поражение во Вьетнаме спровоцирует новые триумфы коммунистов от Индии до Индонезии.

Не подтвердившаяся теория придавала прямо-таки мессианский характер сайгонскому режиму. Американцы называли его лидера «азиатским Черчиллем», позиционировали политика как полноценную альтернативу сверхпопулярному лидеру вьетнамских коммунистов Хо Ши Мину. На деле же Нго Динь Зьем не придумал ничего лучше консервации колониальных порядков: власти зажиточной католической верхушки над буддистским большинством при опоре на крупных землевладельцев. Это только усугубляло недовольство среди южновьетнамцев.