Мария Покровская
В наличии серьёзных проблем в развитии отечественного малого и среднего предпринимательства (МСП) можно убедиться, сравнив его долю в национальной экономике с аналогичным показателем других стран. В России доля МСП в валовом внутреннем продукте составляет чуть выше 20%, в общей занятости — 25%. И эти показатели практически не растут с начала 2000-х годов. В странах с развитой экономикой доля МСП в ВВП находится в диапазоне от 45% до 60%, а доля в общей занятости — от 60% до 70%. В других развивающихся странах их доля в экономике составляет в среднем 33%. При этом в нашей стране нет потенциала роста предпринимательской активности, лишь 5,2% россиян хотели бы и планируют создание собственного бизнеса. Это последнее место среди более 60 стран-участниц международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства».
Развитие МСП важно не только как стабилизирующий макроэкономический фактор. Занятие бизнесом позволяет людям реализовать стремление к независимости, свои способности и мечты. Благодаря чему формируется общественный слой ответственных и активных граждан.
Проблемы развития МСП в нашей стране обусловлены выбранной макроэкономической и политической моделями. В экономике приоритет отдан развитию госсектора и крупного бизнеса, аффилированного с властью, финансовые потоки которых проще контролировать. В политике главным скрепляющим элементом вертикали власти стала коррупция. А необходимым элементом данной экономической и политической модели является всепроникающая система отмывания и вывода капиталов за рубеж, налоговой оптимизации. Данная система пронизывает всю экономическую и финансовую систему, крайне деформируя нормальные условий деятельности для МСП. В результате честное МСП, составляющей большую часть данного сектора экономики, вынуждено действовать в крайне токсичной среде.
Часть МСП аффилирована с местной властью и безболезненно использует серые схемы. Значительная часть остальных субъектов МСП, оказавшись в неравных условиях конкуренции, ради собственного выживания вынуждена тоже переходить на аналогичные схемы, но уже с гораздо более высокими рисками. Масштаб такого вынужденного ухода в серую зону можно оценить по результатам социологических исследований, в соответствии с которыми до 40% субъектов МСП выплачивают наёмным работникам зарплату в конвертах. Учитывая понятную скрытность предпринимателей, отвечающих на вопросы таких исследований, значение данного показателя можно считать заниженным.
Как только субъект МСП хотя бы частично выходит за пределы правового поля, резко повышается его уязвимость по отношению к угрозе отъёма бизнеса людьми, аффилированными с властью, с надзорными и правоохранительными органами.
Контролирующие и правозащитные организации используют разные способы подсчёта количества уголовных дел, возбуждаемых против предпринимателей и руководителей предприятий по экономическим статьям. Но вот, например, статистика МВД РФ по итогам 2021 года показала максимальное за восемь последних лет количество дел, возбуждённых по экономическим статьям — более 117 тыс. При этом по данным «Опоры России» до приговора доходит только пятая часть уголовных дел по экономическим статьям.
На практике зачастую это означает, что под давлением предприниматели выполняют поставленные перед ними условия — и их преследование прекращается.