Историческая реконструкция событий войны 1812 года, "Взятие Парижа". Фото: Замир Усманов / Global Look Press

Историческая реконструкция событий войны 1812 года, "Взятие Парижа". Фото: Замир Усманов / Global Look Press

Российская история на протяжении столетий была полна удивительных достижений на фоне грандиозных провалов, причем в сочетании и одновременно. При этом достижения, как правило, случались в тот момент, когда Россия включалась в процесс мирового сотрудничества и развития, а провалы — когда выяснялось, что это включение было поверхностным и неполным.

Петровское время, обозначившее вектор развития страны на много лет. Прорублено окно в Европу, создан флот, российская армия в боях становится вровень с лучшими армиями Европы, сама Россия — серьезным мировым игроком. Но одновременно с этим — картонный Сенат, за которым не было никакого реального представительства. Внешне прекрасный Петербург, выглядевший богатым европейским городом, но фактически — имперская декорация на фоне нищей неграмотной страны. Крепостное право, политическое бесправие дворян и чудовищные расправы с инакомыслием.

Начало XX века. Высокий промышленный рост. Новые фабрики и заводы и расцвет банковского дела. Стабильная денежная система и строительство легендарной Транссибирской магистрали. Но одновременно — высокомерная и шапкозакидательская война с Японией, закончившаяся тем, что японцы начали учить грамоте пленных русских солдат, поскольку в Японии к тому времени неграмотность была практически ликвидирована.

Да и сталинский Советский Союз за витринами столичных городов, парадных фильмов и купейных вагонов представлял собой нищую страну, которую не описывали писатели и не показывали кинематографисты. В этой якобы социалистической стране крестьяне работали за пустые трудодни, а служба в армии была шансом вырваться из деревни. Правда, была проведена индустриализация, точнее, закуплены в огромном количество готовые производства «под ключ», обеспечить которые квалифицированной рабочей силой было невозможно. Поэтому большинство таких предприятий продолжало долгие годы выпускать практически одну и ту же продукцию, поскольку модернизировать ее было слишком сложно. Например, легендарную «полуторку» ГАЗ-АА почти без изменений собирали 20 лет. Конечно, скажут многие, Volkswagen Beetle выпускали еще дольше — вот только у западных потребителей была возможность покупать при этом самые разные автомобили, а советским автомобилям, увы, альтернативы в стране не было.