На минувшей неделе Олег Тиньков заявил, что ему пришлось продать свою долю в основанном им банке «Тинькофф» под давлением Кремля. В интервью The New York Times он назвал сделку не иначе как изъятием капитала и «распродажей со скидкой». По его словам, вырученные от продажи 35% акций TCS Group, куда входит «Тинькофф банк», он продал всего лишь за «3% от реальной стоимости» близкому к Путину российскому олигарху Владимиру Потанину. «Я не мог обсуждать цену. Это было похоже на взятие заложника — ты берешь то, что тебе предлагают. Я не мог договориться», — заявил Тиньков.
Еще в ноябре прошлого года состояние Олега Тинькова превышало $8,23 млрд. Казалось, ничто не предвещало финансовых потерь. Но всего лишь одним постом, опубликованным в инстаграме 19 апреля, он навлек на себя ярый гнев российских властей. Бизнесмен резко выступил против российской агрессии: «Я не вижу ни ОДНОГО (орфография соблюдена) бенефициара этой безумной войны. Гибнут невинные люди и солдаты». Предприниматель называл генералов «проснувшимися с похмелья и понявшими, что у них гавно-армия», а сторонников войны, рисующих Z, дебилами.
После 19 апреля события развивались стремительно. Олег Тиньков рассказал журналисту NYT, что буквально через день в банк «Тинькофф» позвонили неназванные чиновники из администрации президента, рассказали, что в Кремле недовольны выступлением акционера, и потребовали, чтобы руководство банка любыми способами открестилось от своего основателя. В противном случае компанию ждет национализация. «Они сказали: «Заявление вашего акционера не приветствуется, и мы национализируем ваш банк, если он его не продаст и собственник не поменяется, и если вы не поменяете название», — рассказал предприниматель.
Руководство «Тинькофф банка» не стало спорить с силовиками и быстро опубликовало заявление, что банк давно не имеет ничего общего с Олегом Тиньковым, а банкиры запускают процедуру смены названия банка. «Олег много лет не был в Москве, не участвовал в жизни компании и никакими делами не занимался», — говорилось в сообщении. Уже через несколько дней по совету дружественно настроенных к нему офицеров ФСБ Тиньков был вынужден скрыть свое место нахождения и нанять охрану.