Maksim Konstantinov / Global Look Press
На прошлой неделе «Газпром» сократил подачу газа по «Северному потоку 1» на 60%. Российские газовики объяснили снижение объема со 167 млн до 67 млн кубов газа в сутки техническими причинами: из восьми газоперекачивающих агрегатов на ГРС «Портовая» сейчас работают лишь три. Странно, что это произошло именно сейчас, когда каждый кубометр голубого топлива в Европе на счету и операторы закачивают газ в хранилища, которым будут отапливаться дома европейцев. В Москве заявили, что во всем виноват Siemens Energy, обслуживающий оборудование «Северного потока». Немецкая компания не вернула отправленную на ремонт турбину. Оказалось, что ее ремонтировали на заводе Siemens в Монреале. Канадцы же буквально на днях ввели против России новые санкции, затронувшие и оборудование для нефтегазовой отрасли.
Siemens пытается решить проблему по дипломатическим каналам, но газа по дну Балтийского моря сейчас поступает в Германию на 100 миллионов кубов в день меньше, чем обычно. Ситуацию осложнило и отключение Киевом одной из двух газораспределительных станций на Украине под предлогом, что она находится на неподконтрольной ему территории.
Неделей раньше ЧП произошло на другой стороне Атлантики. В Техасе, в результате взрыва и пожара на терминале сжиженного газа (СПГ) Фрипорт были остановлены сжижение газа и отправка его за границу. В Брюсселе и столицах многих европейских государств наверняка схватились за головы, когда узнали, что СПГ-терминал Фрипорт прекратил работу не на три недели, как сообщалось сразу после ЧП, а на три месяца. Причем к работе на полную мощность Фрипорт вернется лишь в конце года, т.е. тогда, когда должна быть закончена подготовка к введению европейского эмбарго на российскую нефть и европейцы на две трети сократят закупки газа в России.
Через Фрипорт в этом году прошла почти пятая часть идущего на экспорт американского сжиженного газа. Около половины от этого объема шло в Европу. В мае, например, по данным Rystad Energy, европейцы получали через него по 30 млн кубов газа в сутки. Мощность терминала до пожара составляла 20,4 млрд м³ газа в год или приблизительно 17% всего производства американского СПГ, достигающего 118 млрд м³ в год.
Напомним также, что в марте президент Джо Байден и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подписали соглашение, по которому американцы обещали поставить до конца года в Европу дополнительные 15 млрд м³ газа, а Брюссель, со своей стороны, обещал увеличить закупки американского СПГ к концу десятилетия на 50 млрд м³. ЧП во Фрипорте, как нетрудно догадаться, резко усложнит для обеих сторон выполнение обещаний.
Поток американского газа, на который так надеялись в Старом Свете, вполне может еще больше сократиться в конце лета. В августе в Мексиканском заливе, на побережье которого находится большинство американских терминалов, обслуживающих Европу, начинается сезон ураганов. Эти ураганы часто приводят к серьезным разрушениям, в том числе и промышленной инфраструктуры. Многие СПГ-терминалы временно приостанавливают работу. Из-за изменений климата ураганы в последние годы участились — а значит, возможны и новые перебои в поставках СПГ из Америки.
Ситуация с газом в Европе еще больше ухудшится уже в следующем месяце, потому что «Газпром» с 11 по 21 июля закрывает «Северный поток 1» на плановую профилактику. Брюссель в объяснения российской стороны не верит. «Аргументы российской стороны — это просто предлог,- уверен вице-канцлер ФРГ и министр экономики Роберт Хабек. — Вне всяких сомнений, эта стратегия направлена на рост цен». «Мы, Германия и другие страны считаем это (объяснение «Газпрома») ложью,- поддержал его на пресс-конференции в Киеве премьер-министр Италии Марио Драги. — На самом деле, это использование газа в политических целях — так же, как зерна».
Европейские чиновники отмечают, что ситуация с поставками российского газа совпала со встречей министров обороны участников антироссийской коалиции на базе в Рамштайне и поездкой лидеров Германии, Франции и Италии в Киев на прошлой неделе (в Москве утверждают, что все совпадения носят случайный характер).
Все эти события привели к очередному взлету цен на газ в Европе.