Воображаемый портрет маркиза де Сада. H. Biberstein, 1912.

Воображаемый портрет маркиза де Сада. H. Biberstein, 1912.

Wikipedia.org

Ô Satan, prends pitié de ma longue misère!

Charles Baudelaire, Les Litanies de Satan

Предисловие: с чего начинается Ад, или Царство низких истин

You must be certain of the Devil

Diamanda Galas

Пока мы, живущие в нашем черно-белом мире, беременном недособытиями и полном до краев «смыслами» и утлыми идеями, которые все пора бы давно и навечно сдать в утиль и начать с чистого листа (Утопия!)… Пока мы заняты поиском «правды» и выяснением, кто же сегодня «настоящий фашист» и как с этим быть (мы ведь такие гуманные!), маркиз де Сад предлагает нам совсем другое.

Что же он предлагает? Многое, даже слишком многое. Но прежде всего, наверное, он хочет, чтобы мы так же бесстрашно, как он сам, заглянули в самих себя. И пусть мы отпрянем от этой бездны, и зажмем нос от смрада и мерзости, но, быть может, в этот миг нам явится что-то. Что-то очень важное, что заставит нас идти дальше. Причем в правильном направлении. Идея сколь прекрасная, даже прекраснодушная, столь и утопическая. Но кто знает? Быть может, именно в этом и есть наивысший смысл нашего существования?

Самый бесстрашный из писателей и даже философов, он не забавлялся как талантливый мещанин Вольтер и не ныл как «философ» Руссо. Не открывал как его неглубокие современники «Идею Природы» и ее «целительной силы», сегодня полностью оккупированной рекламой досуга и отдыха «вдали от цивилизации и суеты». Не носился с понятием Природы как «самого разумного в мире божества» и Человека — ее «верного и доброго сына». Не верил в ее «разумность» и правильно делал — нет ее в помине. И в человека не верил. Что еще вернее.

Кадр из фильма фон Триера «Дом, который построил Джек» (2018)

kinopoisk.ru

Нет. Он двигался в одном ему видимом фарватере. Наощупь, инстинктивно, в кромешной тьме. Он не искал утешений и не требовал прощения, он спускался все ниже в ад, как Джек в «Катабазисе» — последней «главе» фильма Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек».

Он нащупал и осветил своим безжалостным зрением — и дал нам их увидеть — такие глубины, о которых даже не хочется говорить. Но придется, коль мы спускаемся вместе с ним.