Российские космонавты и американский астронавт

Российские космонавты и американский астронавт

NASA/via Globallookpress.com

Новый директор «Роскосмоса» Юрий Борисов на встрече с Владимиром Путиным заявил, что Россия выйдет из программы Международной космической станции после 2024 года и будет развивать свою собственную орбитальную станцию «РОСС». Насколько это реально? Что будет с российской космонавтикой в условиях санкций? Republic попросил прокомментировать происходящее эксперта Павла Лузина.

Павел Лузин:

— В 2020 году NASA сообщала, что обе стороны, США и Россия, пришли к выводу, что станция может эксплуатироваться до 2030 года. В предыдущие годы и десятилетия Россия всегда выступала за продление работы МКС. До начала войны я был уверен, что Россия продолжит этот курс — выжать из станции максимум возможного. Даже если заявляли, что после 2025 года станция начнет сыпаться, что она не рассчитана на такой срок, то эта риторика была связана прежде всего с попыткой выторговать у США что-нибудь в космосе.

В первую очередь — деньги, потому что российская космонавтика с 1992 до 2020 года сильно зависела от американских денег. И модули на МКС, и даже последний модуль станции «Мир» строились на американские деньги. Контракт на поставку ракетных двигателей РД-180 для ракеты «Атлас-5» давал очень много, поддерживал на плаву НПО «Энергомаш». Американцы и европейцы хорошо платили за места в космическом корабле «Союз», цена доросла почти до 90 млн долларов США за одно место. При том, что стоимость всего корабля «Союз» и ракеты-носителя к нему оценивалась примерно в 70 миллионов долларов.

Те несколько миллиардов долларов, которые Россия получила от США только за места в корабле «Союз», была огромной помощью для российской гражданской космической программы.

Кроме того, Россия очень хотела участвовать в проекте американской окололунной станции Gateway. Но хотела это делать на своих условиях — чтобы Россия была на этой станции таким же равным партнером, как и на МКС. Чтобы она могла поставить для нее модули и хотя бы стыковочный узел в соответствии с тем, что она может произвести, а не в соответствии с американскими технологическими стандартами, которые со времен начала проекта МКС, с 1990-х годов, ушли далеко вперед. Российская космическая отрасль просто не в состоянии производить что-либо по американским стандартам.

Ничего этого сделать не получилось. Американцы перестали покупать места в корабле «Союз» и двигатели РД-180. Единственный, кто их покупает — это компания Northrop Grumman для своей ракеты-носителя «Антарес», которая доставляет на МКС космический корабль Cygnus. Она покупает небольшое количество российских двигателей РД-181. Но погоды для «Энергомаша» это не делает.