kinopoisk.ru
Подведем некоторые итоги нашей «Садо-саги» и после этого поставим точку, или хотя бы запятую, в исследовании этого незаурядного мыслителя. И — самих себя. И перечислим это в виде «уроков», что он нам преподал.
Урок первый. Ад — это мы
«Ад — это другие». Так сказал «мудрец» Сартр, перемудривший самого себя. Он лукавил. Нет, ад — это мы сами. Человек, то бишь. Об этом говорят все настоящие мудрецы: «Познай самого себя». Это и есть поиск ада в себе самом. Кажется, нет ничего проще и… сложнее. Мы для себя всегда загадка, так как не видим себя со стороны. Человек поэтому и есть тайна, которую знал разве что Сфинкс, но он погиб, так ничего толком и не рассказав нам. А Эдип лишь все запутал. Дал наметки, снабдил намеками и увел нас от истины. Истина всегда проста и на поверхности, но вот ее-то труднее всего понять и увидеть. И принять — это самое трудное. В этом нам даже наш герой, самый проницательный и бесстрашный исследователь человеческой природы, не поможет.
Сегодня, в эру медийных манипуляций, поиск истины стал еще сложнее. Мы больше не отличаем пропаганду от искренних высказываний. Какая искренность, если кроме пропаганды ничего не осталось? Литература тоже стала пропагандой. Во времена Сада она не была таковой — не было мощностей, пропаганда появилась с массово доступной буржуазной прессой. Массовая информация равно пропаганда.
Сад был свидетелем того, как после революции головы летели с гильотин одна за другой. Даже королевские. Это был ад, который он впервые увидел, словно накликал его своими жестокими романами, которые написал в Бастилии. Хотел ад — получи его, вот он. Одна из фавориток короля, чтобы выгадать мгновение жизни, просила: «Минуточку, господин палач». Это было бесконечно трогательно, при всей жестокости это была не массовая казнь в газовой камере. Век массовости — массового производства, массовой информации и массового убийства — заявит о себе позже.
Но это мы можем сравнивать один ад с другим, а Саду и этого было достаточно. С введением машинной гильотины будет впервые опробована условная «массовая казнь», почти промышленное производство отрубленных голов, которое станет промышленным производством трупов в ХХ веке — в двух мировых войнах. Именно зрелище механически отрубаемых голов — возможно, самое невыносимое, с чем столкнулся гражданин Сад при победившей революции. И зная его отношение к власти и ее произволу, нетрудно догадаться, почему он разочаровался и ушел со всех постов в революционной номенклатуре, и стал «просто литератором». Ад разверзся.
Wikipedia