Кадр из фильма фон Триера "Дом, который построил Джек" (2018)

Кадр из фильма фон Триера "Дом, который построил Джек" (2018)

kinopoisk.ru

IX. «Исчадие исчадия»: Габриэль Витткоп — «любимая дочка» Сада (окончание)

В ее повести «Торговка детьми», изданной посмертно, речь идет о детском борделе в Париже, который держит циничная дама из «разночинцев» (точнее, из бедноты) по имени Маргарита Паради. Сама повесть, действие которой разворачивается накануне и после революции — здесь язык не поворачивается назвать ее «Великой Французской» — полностью построена на том же приеме, что и у Шодерло де Лакло в его «Опасных связях» (еще одно мощное влияние), и состоит из писем, которыми обмениваются Маргарита и ее визави Луиза Л, также содержательница детского борделя в Бордо, которой Маргарита дает дельные советы — настолько дельные, что оторопь берет. К Маргарите захаживает… маркиз де Сад — и немного утомляет ее своими теориями, в которых она мало что понимает. Он самый гуманный ее клиент. Никогда никого не мучает. И вообще предпочитает молодого жирного кондитера из соседней лавки.

В заведении Маргариты пред нашим взором предстают картины ужасных мерзостей, творимых клиентами в отношении несчастных работников — всех как один похищенных или приведенных в бордель обманом и посулами, что напоминает садовский замок Силлинг из «120 дней Содома», ведь в нем тоже никто не спрашивал жертв, хотят они там быть или нет; более того, им говорят напрямую: «Вы мертвы для мира». Одного невольного работника в доме Маргариты обмазывают калом, и он в таком виде сбегает, переполошив всю улицу, другую пользуют огромным годмише и колют иголками, третью, сошедшую с ума от ужаса… Все это в пересказе походит на реальные зверства современных маньяков. Возмущению нашему нет предела. И встает вопрос: зачем все это?!

И можно было бы с чистой совестью откинуть «Торговку» как мерзкую блевотину, как стремление писательницы-садистки поизгаляться над нами в своем «подражании» де Саду и демонстративной неприязни к маленьким детям — ох, уж этот мир медиа, это кривое зеркало! И писатели, такие нестойкие… Если бы не то, как это написано.

Опять это «как». И в нем-то все и дело. И еще в том, что это плод воображения, темные фантазии и «сон разума, рождающий чудовищ». Как у Сада, с которым впервые начались подобные проблемы и который так возмутил всю честную компанию своей жестокой порнографией из-за ее «правдивости», так и здесь мы почему-то склонны принимать все за чистую монету.