youtube.com
29 января 1946 года к площади Калинина (ныне — площади Независимости) в Киеве подъехало несколько грузовиков. Это были грузовики-эшафоты с виселицами. На них должны были закончить жизнь 12 военных преступников-нацистов, виновных в массовом истреблении советских граждан на территории Украины. Площадь уже была заполнена людьми — как говорят, собралось почти 200 тысяч граждан. На тот момент это было чуть ли не все население города. Почти миллионный до войны Киев к моменту окончания войны уменьшился примерно в четыре раза. Осужденным зачитан приговор, грузовики отъезжают, тела бывших людей болтаются в петлях. Киевляне аплодируют. Долго, словно не желая расставаться с долгожданным чувством свершенной справедливости. Кто-то просветленно улыбается, кто-то плачет, кто-то окаменел. Спектр эмоций не описать — кажется, тут все известные человечеству чувства.
Сценой казни военных преступников заканчивается документальный фильм украинского режиссера Сергея Лозницы, живущего сейчас в Германии, «Киевский процесс». Премьера фильма прошла на 79-м Венецианском кинофестивале. Так же заканчивается и киножурнал «Киевский процесс» — хроника суда, проходившего в Киеве в январе 46-го, заснятая специально отобранными операторами и записанная на бумаге специально отобранными журналистами. Процесс был продуман до мелочей и во многом был постановочным — задачей его организаторов было не только осудить военных преступников, но и сделать из процесса акт назидания современникам и потомкам. Чтобы «Больше никогда». «Ніколи знову».
Пятнадцать подсудимых. Все тщательно отобраны, чтобы налицо была вся «колода» — от солдата вермахта и лейтенанта СС до генерала вермахта или СД. Некоторые подсудимые, кстати, принимали участие и в других процессах. Когда кто-то из подсудимых принимался говорить не то, что было надо, — например, пытался аргументированно опровергать показания свидетелей, — его изымали из процесса. Это и понятно — советские граждане обязаны были знать, что вся вина за развязанную Вторую мировую лежит исключительно на нацистской Германии, чтобы никто не вспомнил, что, например, Крещатик был взорван Советами, что и спровоцировало во многом трагедию в Бабьем Яру. Ценность Киевского процесса, во всяком случае для меня: сквозь всю эту постановочность, сквозь отсутствующий характер главного военного прокурора, судей, адвокатов, которые были у некоторых подсудимых, проглядывает истинное кошмарное лицо войны.
https://www.youtube.com/watch?v=JLDZ8aJ8zHQ
Основой для проекта Лозницы стал материал, хранящийся в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Кроме того, режиссер Лозница использует и большой блок материала, найденного им в архивах СБУ. Об этом материале не знали даже историки — мы видим его впервые.