Ежегодная русская ярмарка в Бад-Зальцуфлене, стенд с русской одеждой, 19 мая 2018 года

Ежегодная русская ярмарка в Бад-Зальцуфлене, стенд с русской одеждой, 19 мая 2018 года

Robert B. Fishman / imago stock&people / Global Look Press

Российские власти сформулировали концепцию гуманитарной политики за рубежом — ее утвердил на днях Владимир Путин. Она способна поразить своей наивной безмятежностью, но на самом деле просто предназначена для тех, кто готов дружить на расстоянии.

Шаг, вероятно, задумывался как отрадный — чтобы одновременно и удивить, и обнадежить россиян и весь мир тем, что у России, вообще-то, есть какая-то гуманитарная политика и мы ее будем придерживаться.

Поначалу, конечно, чувства возникают смешанные — какой же, кажется, выдержкой нужно обладать, чтобы в разгар военной операции на Украине безмятежно завести разговор о гуманизме, провозгласить, что одним из принципов гуманитарной политики России является невмешательство во внутренние дела других государств, да еще и одновременно — с каким-то даже равнодушием — при этом объявить, что целью этой политики является продвижение за рубежом «традиций и идеалов, присущих Русскому миру». Как будто бы это самое продвижение уже не вызвало за рубежом определенную реакцию — а в Кремле делают вид, что ничего не произошло.

Сама концепция, как ни странно, выдержана в почти что нейтральном стиле, она, можно даже сказать, вполне уравновешенная — ну, по сравнению с истерическими постами Дмитрия Медведева в соцсетях уж точно смотрится так, будто ее писали году эдак в 2013-м. Будем, говорится в ней, повышать туристическую привлекательность России. Будем развивать международное сотрудничество во всех областях — и науки, и образования, и спорта, и пр. Добиваться формирования положительного образа страны за границей — совершенно мирными способами, через конференции, культурные обмены и издание книг на русском языке.

Прямо вот хочется жить в такой стране. Как в том анекдоте про Вовочку: « — Что же ты плачешь? — Хочу в СССР». Со всеми — дружеские и добрососедские отношения. Полное признание культурных ценностей других государств и народов и готовность дать возможность для ознакомления с ними российской общественности. «Мягкая сила» в полный рост, короче.

Заметно сокращение амбиций.