Твиттер офиса президента Украины
Москва впервые с начала вторжения в Украину открыто признала болезненное поражение в Харьковской области, говорится в ежедневной сводке американского Института изучения войны (ISW). Пропагандисты государственных СМИ и кремлевские чиновники выражают недовольство ходом войны и широко обсуждают причины отступления российских войск, что заметно отличается от их предыдущей риторики в освещении преувеличенных или сфабрикованных успехов ВС России.
Военные эксперты напоминают, что Кремль никогда не признавал, что Россия потерпела поражение под Киевом или на острове Змеиный, представляя отступление от украинской столицы как решение, необходимое для более приоритетного «освобождения» Донбасса, а отступление с острова Змеиный — как «жест доброй воли». Комментируя вывод войск из Харьковской области, Минобороны РФ в своей манере изначально заявило о «планируемой перегруппировке», но эта версия подверглась резкой критике в интернете.
«Признание Кремлем поражения является частью усилий смягчить и перенаправить критику за такой сокрушительный провал с президента России Владимира Путина на Министерство обороны РФ и военное командование», — отмечают в ISW.
Вина российских военных очевидна, продолжают эксперты: в Минобороны РФ не придали значения важным сообщениям в телеграм-каналах, освещающих военные события, и другим источникам, которые предупреждали о сосредоточении украинских войск в Харьковской области.
О плачевном положении дел на фронте накануне в Госдуме высказались руководители российских партий. Глава КПРФ Геннадий Зюганов и лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов открыто называли «спецоперацию» войной и призывали к социальной и экономической мобилизации.
Окологосударственные СМИ и провластные военные блогеры теперь открыто призывают к ударам по критической украинской гражданской инфраструктуре и транзитным маршрутам. Это расходится с прежней линией Кремля, который утверждал, что российские силы не будут вести такие военные действия.
Украинские войска тем временем укрепляют свои позиции в Харьковской области, проводят атаки на севере Донецкой области и недалеко от границы с Луганской областью. Вероятно, теперь их цель город Лиман, который открывает путь к Кременной и далее Северодонецку (захваченному только в конце июня). Кроме того, ВСУ продолжают контрнаступление в Херсонской области. Член запорожской оккупационной администрации Владимир Рогов при этом заявил, что сосредоточение украинских сил на запорожском направлении является беспрецедентным. В ISW сообщают, что россияне не получают подкреплений и украинские войска могут этим воспользоваться. ВС РФ 13 сентября провели лишь ограниченные атаки в районе Бахмута и ряде других направлений.
С начала сентября в результате стремительных наступательных действий ВС Украины российские войска практически полностью оставили территорию Харьковской области, сдав ключевые узлы обороны — Изюм и Купянск. Также они сдают свои позиции в Херсонской области. Это означает, что ВСУ на значительном протяжении вышли к границам с Россией, которые они не контролировали с марта. Западные СМИ и военные эксперты оценивают происходящее как переломный момент в войне, когда Украина перехватила инициативу.
По данным Минобороны Великобритании, потери российской армии в ходе украинской кампании достигли 25 тысяч человек убитыми. Учитывая погибших, раненых, взятых в плен или дезертировавших, ВС РФ потеряли более 80 тысяч человек, утверждают в ведомстве. Российская сторона не подтверждала и никак не комментировала эти сведения. Пентагон ранее отмечал, что за полгода войны Москва не решила ни одну из задач в Украине.
Москва и Киев не раскрывают свои потери в войне. Минобороны РФ последний раз официально сообщало о числе погибших 25 марта. Тогда утверждалось, что погиб 1351 российский военный. Генштаб ВСУ оценивает число безвозвратных потерь в российской армии в 50 тысяч человек. Но стороны военных конфликтов обычно склонны преувеличивать потери противника и занижать свои. В конце июля директор ЦРУ Уильям Бернс говорил, что российские потери могут составлять 15 тысяч убитыми и около 45 тысяч ранеными. По оценке Бернса, потери украинской армии, предположительно, немного ниже российских.